 |
|
Празднование памяти 17 / 30 января
Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных
и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере.
Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один
с сестрой, которая была на его попечении.
|
Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они
оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские
слова:
"Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай
нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной"
(Мф. 19, 21).
Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему.
Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей
в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он
оставит сестру.
Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит
там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя:
"Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться
о себе; довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6, 34).
Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам
и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а
постепенно.
Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца,
жившего уединенно и старался во всем подражать ему.
Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и
пользовался их советами.
Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали
"другом Божиим".
Затем он решается уйти дальше.
Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и
поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по
временам приносил ему пищу.
Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит
реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления.
Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его
от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.
Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий
подвижник.
Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя.
Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония,
- в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому
присоединились прельщения и ужасы от демонов.
Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние.
Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения.
"Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить
мои страдания?" - воззвал Антоний, когда Господь, после одного
тяжкого искушения, явился ему.
"Я был здесь, - сказал ему Господь, - и ждал, пока не увижу
твоего подвига".
Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал:
"Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне".
Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом
встал и начал молиться, затем опять сел за работу. "Делай так
и спасешься", - сказал ему ангел Господень.
Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые
из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться
вокруг него.
Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного
заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил
их и вышел.
Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал
себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и
отражался на лице.
Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро
сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах
кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось,
молилось, трудилось, служило бедным.
Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных
правил для монашеской жизни.
Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое
настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение
от всего земного, неусыпный труд.
Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал
нового уединения.
"Куда ты хочешь бежать?" - был голос с неба, когда он
на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей.
"В верхнюю Фиваиду", - отвечал Антоний.
Но тот же голос возразил ему: "Поплывешь ли ты вверх - в
Фиваиду, или вниз - в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни
здесь. Иди во внутреннюю пустыню".
Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда
и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.
Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды
и немногими пальмами в долине.
На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле,
так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить
хлеба.
По временам он посещал братию.
Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время
этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого
Антония открыли и последнее его уединение.
Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений.
Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их.
Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне.
Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он
старше всех.
Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение,
что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более
его служит Господу.
Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного
миру подвижника.
Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей.
Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял
своей надежды.
Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица,
бежавшая к ручью.
Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру.
При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась.
Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику
и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу
ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами.
Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил
в пустыне.
После братского лобзания, Павел спросил Антония: "В каком
положении род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли
еще идолопоклонники?"
Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи
было для него радостной новостью, а появление арианства - горькой.
Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб.
"Щедр и милостив Господь, - воскликнул Павел. - Вот сколько
лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего
пришествия послал Он целый хлеб".
На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет
из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа
Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки.
Антоний поспешил исполнить желание святого старца.
Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы
братьев-монахов мог сказать только: "Грешный, я считал себя
еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю".
На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящего на небо
среди сонма ангелов, пророков и апостолов.
"Зачем, Павел, не дождался ты меня? - воскликнул Антоний.
- Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!" Однако,
когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и недвижимо
стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться.
Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому
не движется, что мертв.
Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия.
Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую
могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.
Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в
356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
Преподобный Антоний основал отшельническое монашество.
Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника
- аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах)
и предавались молитве, посту и трудам.
Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались
лаврой.
Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой
жизни.
Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый
по своей силе и способностям, разделили общую трапезу, подчинялись
одним правилам.
Такие общины назывались киновиями или монастырями.
Аввы этих общин стали называться архимандритами.
Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий
Великий.
|