Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангелии перед нами еще и еще раз рельефно предстает картина: отчаянная человеческая нужда и неспособность учеников Христовых исцелить человека.
Недавно мы читали в Евангелии [Евангелие от Матфея 14:15–20] о том, как они были не в состоянии накормить народ, окружавший Христа, и они чувствовали свою беспомощность.
А теперь они спросили Его: «Почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, кто приходит к ним с такой надеждой?»
И Спаситель указал две причины. Сначала, еще до их вопрошания, Он сказал: «Приведите больного мальчика ко Мне...».
Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами открывается нужда, болезнь, отчаяние и растерянность – мы часто стараемся помочь своим умом, и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать.
Но, в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом.
И потому мы должны помнить: мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, став при этом настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли в непосредственное общение с Самим Христом.
Мы же лишь привели их к Нему за руку – но и только.
Второй вопрос, конкретный, был поставлен уже самими учениками: «Почему мы не смогли его исцелить?..» – Потому что не хватило веры.
Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и роль ученика в том – чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.
Но для того, чтобы быть способным поступить так, как сказал им Спаситель, надо пройти путем молитвы и поста.
Не поста в том смысле, в каком мы обычно говорим – воздержание от пищи, – а поста в том основном смысле, в каком понимают это слово святые отцы.
Пост – это отказ, или, вернее, свобода от всего того, что нас порабощает, свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу – быть способными обратиться к Нему и слушать Его животворящее Слово, отзывающееся в глубинах нашего бытия.
В этом и заключается конечный смысл молитвы.
Он в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали пред Богом в глубоком молчании, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его животворящее Слово, отвечая Ему порой только одним словом: «Аминь! Да, Господи, я приемлю, да!..»
И не напрасно в конце этого евангельского фрагмента Христос говорит нам о том, что Ему через несколько дней надлежит быть преданным в руки людей, озабоченных только землей. И они Его убьют, потому что такой Свидетель Свободы в Боге для них невыносим.
Ведь здесь предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца!
Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, которым чужд Бог, в которых не живет подлинная жалость и любовь.
Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной, – но только без страха!
Потому что Я не поведу вас незнакомым путем, в никуда, – но лишь тем путем, каким Я Сам прошел; и этот путь, через Крест, ведет к Воскресению.
Аминь!
|