Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Духовная сокровищница >> Наставления, советы старцев

Духовная сокровищница. Наставления старцев

Выберите раздел:
Выберите автора:

Архимандрит Серафим (Батюков)

Архимандрит Серафим (Батюков) Умудренные благодатным опытом говорят: единственное состояние духа, через которое входят в человека все духовные дарования, есть смирение. Что же представляет из себя смирение? Мы скажем: это непрестанная молитва, вера, надежда и любовь трепетной души, предавшей свою жизнь Господу. «Агница Твоя, Иисусе... зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищуще, страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша». Смирение есть дверь, отверзающая сердце и делающая его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму - мир, помыслам - немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение дает уму его первоначальную чистоту. Он ясно начинает видеть различие добра и зла во всем. А в себе всякому своему состоянию и движению душевному знает имя, как первозданный Адам нарекал имена животным по тем свойствам, которые усматривал у них. Смирением полагается печать безмолвия на все, что есть в человеке человеческого, и дух человека в этом безмолвии, предстоя Господу в молитве, внемлет его вещаниям. До ощущения сердцем смирения не может быть чистой молитвы. Непрестанной памяти Божия присутствия препятствует рассеянность наших помыслов, увлекающих наш ум в суетные попечения. Только когда вся жизнь наша всецело направлена к Богу, человек делается способным и начинает верою во всем видеть Бога... и во всем покоряться Его воле, без чего не может быть памяти Божией, не может быть чистой молитвы и непрестанной. Еще более вредят памяти Божией, а потому и молитве, чувства и страсти. Поэтому надо строго и постоянно внимать сердцу и его движениям, твердо, сопротивляясь им, ибо увлечения уводят душу в непроницаемую тьму

Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов) Даже величайшие грешники не должны оставлять молитву из-за беззаконий своих, — пишет он, — но в покаянной молитве всегда прибегать к Богу, ибо их грехи — это капля воды в сравнении с океаном непостижимой Христовой благодати, которая изобильно подается в молитве каждому человеку и вселяет надежду на утешение в блаженной вечности.
_______________________

И малая вещь может погубить человека, если он будет относиться к ней с пристрастием.
_______________________

Очень часто мы по своему самолюбию считаем себя не хуже других людей и по этой причине стремимся извинить себя, оправдать свои греховные дела, хотя в нашей душе скрываются и действуют различные похоти и страсти. Да сохранит Господь каждого из нас от такого страшного состояния
_______________________

Смирение - это способность видеть истину
_______________________

Злой дух со своими полчищами предлагает нам свои злочестивые планы, мы же, в свою очередь принявшие их, уходим на «страну далече». Единственными средствами освобождения от тиранства диавола и распознания его злого умысла являются смирение, то есть осознание своего ничтожества, и молитва. Это - два крыла, могущие вознести на небо каждого христианина…
_______________________

Сомнение (в вере) - искушение диавола. Бессмысленно разговаривать со своими мыслями. На все сомнения - один ответ: «Верую», - и скоро почувствуешь помощь
_______________________

Больше надо молчать. Много говорит пустой человек. Если будешь мало говорить, к твоему слову будут прислушиваться. Когда говорят старшие - все выслушать, не перебивать, потом вежливо, кротко ответить
_______________________

И малая вещь может погубить человека, если он будет относиться к ней с пристрастием.
_______________________

Реальная любовь - носить немощи друг друга... Любовь сильнее смерти... В любви сокрыт ключ и истинного боговедения и истинной христианской жизни.
_______________________

Христианское смирение - это проявление силы человеческого духа... Победить эту силу не могут никакие внутренние и внешние человеческие усилия. Кто носит в себе такое смирение, какое носили преподобный Сергий, преподобный Серафим, преподобный Амвросий Оптинский, каким обладали тысячи истинных рабов Божиих, - тот проявляет не слабость духа, а его величие и крепость. Смирение - это способность видеть истину

Игумен Никон (Воробьев)

Игумен Никон (Воробьев) Самым основным свойством «нового» человека является смирение (научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен...), без которого исполнение всех даже заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает даже врагом Божиим, т.к. если не будет смирения, то обязательно будет гордость... Оказывается, что грехопадения человека и могут помочь ему в приобретении смирения (если только человек не будет винить в своих падениях никого и ничего, а обвинит себя, что и есть вполне правильно... Это подтверждают и угрызения совести после совершения греха)...
_______________________

Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивает помыслы. Если помыслы сильно рассеиваются, значит, что-то неладно в душе, значит, враг получил доступ к душе нашей и надо каяться пред Богом, и умолять о прощении и помощи. Надо поискать причины этого. Иногда это бывает (если и гнева нет) от излишней суетливости, привязанности к миру, от длинных мирских разговоров, от осуждения ближних. Хорошая внимательная, от сердца исходящая молитва есть путь к царствию Божию, которое внутрь нас есть. Если нет такой молитвы - значит, мы чем-то прогневали Господа...
_______________________

А как смириться? Сам человек не может стяжать этого свойства. Надо во всем: и в мелочах, и в крупном - познавать свою немощь и ограниченность, свое бессилие, свою «ветхость» и «плотяность» и каждое проявление их употребить в свою пользу - укорять себя, считать себя негодной, и непотребной рабой Божией, постоянно нуждающейся в милосердии Божии и помощи. Надо творить и дела милосердия. Милостыня очищает от многих грехов...

Игумения Арсения (Себрякова)

Игумения Арсения (Себрякова) Смирение есть единственное состояние духа, чрез которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму — мир, помыслам — не мечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение даёт уму его первоначальную чистоту... ... При всяком смущении и искушении единственный выход и успокоение — это смирение. Только этою стезёю приходит душа к истине, всё разрешающей, к теплоте врачующей, к свободе облегчающей...

Иоанн (Алексеев), валаамский старец

Иоанн (Алексеев), валаамский старец Понуждай себя чаще внутренне молиться, насколько хватит сил и время, еще упражняйся в смертной памяти и молись Богу, чтобы он дал память смертную. Замечай, какая наша временная жизнь: непостоянная, изменчива и скоропроходящая, не внимательных увлекает к рассеянности; а чтобы приобрести внутренний свой мир, одно средство - непрестанная молитва. Скука и грусть пройдут, потерпи, не унывай, помоги и храни тебя Господь.
_______________________

Признак молитвы в теплоте сердечной и в сокрушении сердца, и чтобы сознавать себя ничтожной и взывать к Господу: <Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную>, или другими словами можно молиться, как для тебя будет удобнее.
_______________________

Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать?
- Человецы есмы, плоть носящие, да дьяволами искушаемые. Не трепещи и не унывай сице, когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает.

_______________________

К теплоте сердечной не стремись - она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большего не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность.
_______________________

Знай, что поношения и посрамления, хоть и неприятно переносить их, но очень полезно и спасительно для нас; если будешь внимать себе построже - узнаешь опытом. Надо бояться похвалы, ибо она воспитывает тщеславие и самомнение; горе, если похвала будет выше дела.
_______________________

Немощей бояться не надо, ибо Господь снишел с небес для немощных. Человек, если сознает свою немощь и покается, Господь, по Своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие.
_______________________

Всеми силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу.
_______________________

Можно читать утром и вечером несколько молитв, сами определяйте сколько, сообразуйте с временем, только, чтобы было не на ветер, а со вниманием, ибо внимание - душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу Святого Евангелия и главу Апостольских посланий.
_______________________

Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись, но надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей.
_______________________

Пишешь, что двадцать пять лет читаешь и слушаешь и питаешься словом Божиим, а толку нет. Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть сябя во всем исправной и святой? Но в духовной жизни так не бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого, незаметно, постепенно приходит, хотя и в малой степени, смирение.
_______________________

Свойство смирения видеть свои грехи, а в других добрые качества; а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других только худое. Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность. А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если человек не научился сему из опыта. Из одних слов нельзя сему научиться.

Михаил (Питкевич), валаамский старец

- А я смотрю так на пост, говорил батюшка, - это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте - это сердце сокрушенное, с искренним покаянием и смирением: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50,19) Надо тебе работать, живешь в миру, нужны силы - не лакомься, не услаждайся, не позволяй себе излишества, и если по необходимости придется съесть тебе и в посте яйцо или молоко, Господь не взыщет, не вменит во грех...
_______________________

Какая бы ни была «тучная жертва» - не угодна она Богу, если хоть капля жаления в ней есть, хоть малая доля стяжания и пристрастия. Все главное - в искренности, правдивости, чистоте сердца. Жертва, угодная Богу, была жертва бедной вдовицы, потому что была всецелая, от чистого сердца - такую жертву Он приемлет с любовью.

Праведный Алексей Мечев

Праведный Алексей Мечев Мы должны подражать любви Божией. Случай сделать кому-нибудь добро - это есть милость Божия к нам, поэтому мы должны бежать, стремиться всей душой послужить другому. А после всякого дела любви так радостно, так спокойно становится на душе, чувствуешь, что так и нужно делать, и хочется еще и еще делать добро, а после этого будешь искать, как бы мне кого еще обласкать, утешить, ободрить. А потом в сердце такого человека вселится Сам Господь: "Мы приидем и обитель у него сотворим". А раз Господь будет в сердце, такому человеку нечего бояться, никто ему ничего не может сделать.
_______________________

К чему Господь ни призовет, как бы это тяжело ни было, дОлжно принять спокойно.
_______________________

Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить; так поступая, входя в других, можно совсем отречься от своего "я", совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это и молитву, тогда мы нигде не пропадем, куда бы мы ни пришли и с кем бы мы ни встретились.
_______________________

Где бы мы ни были, должны светить другим: исповедовать Господа и этим привлекать к нему других.
_______________________

Будь во всем, как дитя: и в вопросах веры, и в вопросах жихни.
_______________________

В какой грех ни впал бы ты, кайся, и Господь готов принять тебя с рампростертыми объятиями.
_______________________

А за зло надо платить добром. Часто бывает, что эти люди говорят нам то, чего мы сами-то за собой не замечаем.
_______________________

Желай счастья всем и сама будешь счастлива.
_______________________

Молиться надо по-детски, с твердой верой.
_______________________

Нападут мысли, гони их: "А я вам не сочуствую, Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим", - вот и все.
_______________________

Ежедневно, как матери, кайся в грехах своих Божией Матери.
_______________________

Когда видишь кругом себя что-либо нехорошее, посмотри сейчас же на себя, не ты ли этому причина.
_______________________

Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет все увеличиваться

Преподобный Антоний (Путилов) Оптинский

Преподобный Антоний (Путилов) Оптинский Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: “Стерплю это я для Иисуса Христа!”. Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи, даждь ми зрети моя согрешения; Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
_______________________

Кротость и смирение сердца — такие добродетели, без которых не только Царства Небесного исследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно.
_______________________

Ропота на Бога остерегаться нужно и бояться как смерти, ибо Господь Бог. по великому милосердию Своему. все грехи наши долготерпеливо терпит, но ропотливости нашей не выносит милосердие Его.

Преподобный Антоний Великий

Преподобный Антоний Великий Когда ветер дует спокойно, всякий мореплаватель может высоко мнить о себе и хвалиться. Но только при внезапной перемене ветров проявляется искусство опытных кормчих.

Преподобный Ефрем Сирин

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.

Преподобный Иосиф Оптинский

Преподобный Иосиф Оптинский Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно

Преподобный Нектарий Оптинский

Преподобный Нектарий Оптинский Каким путем идти к Богу? Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением, посылаемых Господом болезней; смиреною надеждой, что не будете оставлены Господом, скорым помощником и любвеобильным Отцом Небесным; смиреною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежности, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающего его благодати и удаляющего от него милосердие Божие.

Преподобный Никон (Беляев) Оптинский

Преподобный Никон (Беляев) Оптинский Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно...
_______________________

Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей...
_______________________

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.
_______________________

Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам.
_______________________

Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.
_______________________

На кощунствующих надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не плевали...
_______________________

Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.
_______________________

Молчание полезно для души. Когда мы говорим, тогда трудно удержаться. от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, это когда кто злится и потому молчит.
_______________________

Если скажешь про брата или сестру что-либо дурное, даже если это будет правда, то ты своей душе нанесешь неисцельную рану. Передавать о погрешностях другого можно только в том случае, когда в сердце твоем единственное намерение — польза души согрешившего.

Преподобный Паисий Величковский

Преподобный Паисий Величковский Смирение никогда не падает, ибо ниже всех лежит.
_______________________

Не множества молитв хочет от нас Бог, но чтобы со страхом Божиим и умилением становились на молитву, как Ангел Господень повелел великому Пахомию. Старание должно быть не о количестве, но о глубоком рассуждении и внимании, чтобы все было принять Богом, что исполнишью Не все малое мало, и не все великое велико и совершенно.
_______________________

Когда будешь кем-либо допрашиваться, не допускай себе оправдываться или противоречить, но скажи со смирением: "Прости меня, Бога ради", и остальное молчи.
_______________________

Бесы следят за нами, как ловцы, и внимательно наблюдают за помыслами нашими. Каковы мы в помыслах, подобные же преподносят нам свои мечтания.
_______________________

Если не имеешь в душе умиления, то знай, что имеешь горделивость или гнев на кого-либо, или много ешь, пьешь, спишь, или предался рассеянности и попечению, это не допускает душу умилиться.

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света.
_______________________

С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его,тогда на сердце нашем как бы камень ложится.
_______________________

Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: печаль бо многих уби и нeсть пользы в ней.
_______________________

Когда человек приимет что-либо божественное, то в сердце радуется; а когда диавольское, то смущается.
_______________________

Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему.

Преподобный Силуан Афонский

Преподобный Силуан Афонский Старцу Силуану самому долго приходилось преодолевать гордость и учиться смирению. И вот его слова: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться с чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа». И в сердце своем он слышит ответ Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
_______________________

«О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладость молитвы... За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство». Стяжать смиренный дух «это великая наука, которую скоро не одолеешь».

Преподобный старец Алексий (Шепелев), Киев

Преподобный старец Алексий (Шепелев), Киев Свое "я" везде следует устранять и на хуления и злословия других смотреть как на вразумление Божие.
_______________________

К себе должно относиться строго, а к другим снисходительно.
_______________________

Человека борят нечистые помыслы; это пройдет - злость на сердце нападет, а после этого - уныние и так далее. А все это для нашего смирения.
_______________________

Смирение необходимо в себе воспитывать.
_______________________

Молитва, соединенная с милостынею, - великое дело: сам на себе испытал.
_______________________

Делай добро, пока руки теплы.
_______________________

Лишнее раздавайте своими руками.
_______________________

Поститься должно так, чтобы никто не знал об этом.
_______________________

Нельзя пройти по пути духовной жизни, не зная искушений, но Господь не посылает человеку искушений выше его сил.
_______________________

Страдания полезны для человека: они очищают наши сердца от грехов.
_______________________

Во время скорбей необходимо терпение с великодушием.
_______________________

Единственный способ облегчения скорбей - это слезы, терпение и молитва.
_______________________

Болезнь тела рождает смирение души, как апостол говорит: "Если внешний человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется".

Преподобный старец Антоний (Медведев), Радонеж

Преподобный старец Антоний (Медведев), Радонеж Давай и малое просящему, но всегда с любовью и смирением.
_______________________

Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах (Пс.119,1), учит царь-пророк. И ты, друг мой, включи себя под это наставление и получишь пользу.
Всякая скорбь наводит на душу некоторую темноту, а Бог есть Свет истинный. Стоит только человеку обратиться к Господу - и облегающая его темнота начнет удаляться. С тем же пророком чаще говори Господу: радосте моя, избави мя (Пс.31,7) от отягощающих меня! И поможет тебе Господь.

_______________________

Благодари Бога за прошедшее и настоящее! Чаще более всего фальшивый слой мыслей делает нас в самих себе несчастными, и мы кукушечью поем песнь вместо соловьиной.
_______________________

Исполняя обязвнности, не охай и не смущайся, если достанет возможности; а невозможного и Господь не требует от нас.
Сделав должное, не хвастайся в мыслях своихи не ожидай благодарности. Любовь к правде заключает в себе высшую благодарность, не в словах выражаемую, а действуемую в совести право поступающего.

_______________________

Делай добро со смирением, сколько можешь. Никого не осуждай, не ропщи, а молись за враждующих, и будет время, Бог обратит сердца их, на радость тебе.
_______________________

Вся жизнь человеческая соединена с терпением, как каменоздание с растворенной известью. Что известь для кирпича при созидании стены, то при каждом шаге жизни терпение.
_______________________

На Бога взирать можно и стоя, и сидя, и лежа.
Ему нет ни востока, ни запада. Это вечное полудне! И вечные красоты Его премудрости, любви и милосердия.
Так, друг мой, люби находить Бога в себе, в своем сердце, люби созерцать его в природе, в красотах небесных! Мудрствуй о Нем выше облаков и солнца! Там, где свет Его, в Его свете. И там падай пред ним и молча, покуда не дастся слово сердцу - Отец мой, помилуй меня! И чувства освященные твои прольют теплые отрадные слезы.

Прп. Анатолий (младший) Оптинский

Прп. Анатолий (младший) Оптинский Путь ко смирению… Следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию...

Прп. Парфений (Краснопевцев), Киево-Печерская лавра

Прп. Парфений (Краснопевцев), Киево-Печерская лавра Оттого впадаем мы в немирствие с ближним, что не хотим, по слову Господню, отвергнуться самих себя.
_______________________

Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.
_______________________

Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю, и в аде: ибо подобный небесному и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые, и на земле; только здесь все невидимо, а там все видимо - и Бог, и рай, и ад.
_______________________

Для приятия Святого Духа необходимо изнурить плоть; даждь плоть и прими Дух.
_______________________

В простых сердцах почивает Дух Святый. Простота внутренняя должна изливаться и на все внешнии, - простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим гласом; а то, хотя бы и с добрым намерением сочиняешь нааружность свою, - а благодать отступит от тебя.
_______________________

От памятозлобного отвращается Бог. Молящемуся и питающему злобу на ближнего, вместо ангелов соприсутствуют демоны, и молитва его бывает в грех.
_______________________

Незлобие и простота паче всех добродетелей низводят на нас благодать и милость Божию.
_______________________

Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях,веруй, что все делается с нами по воле Божией.
_______________________

Враг во все наше доброе всевает свои плевелы.
_______________________

Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.
_______________________

Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись.
_______________________

Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнию своею, ни состоянием души своей. Без Бога ни до порога.
_______________________

Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святого духа.
_______________________

Молчание есть великая добродетель; многоглаголющий не исправится на земле.
_______________________

Многоречие отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
_______________________

Рассуждение выше всего; терпение нужнее всего; молчание лучше всего; многоречие хуже всего.
_______________________

Чем ближе приблизишься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя. Потому-то аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение.
_______________________

И добре жительствовать и добре творить и добре мыслить - несть жертва Богу, а долг человеческий пред Ним

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.

Святитель Иоанн Златоуст

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.

Святитель Феофан Затворник.

Святитель Феофан Затворник. Молитва - проба всего; молитва - и источник всего; молитва - и двигатель всего; молитва и направитель всего. Коль скоро молитва исправна, все исправно. Ибо она не допустит быть чему-либо неисправным.
_______________________

Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко - на несколько минут отложить ея... Если и после нейдет... нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать...

Старец Григорий (Давыдов)

Смирение – основа всех добродетелей. Колос, когда он пустой, болтается во все стороны, а когда нальется зерном, склоняется и ветры ему уже не страшны. Так и человек; пустой болтается туда – сюда, а смиренный при всех искушениях не может повредиться

Старец Михаил (Питкевич), Валаам

Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает все.(см.: 1 Пет. 4, 8)
_______________________

Всегда надо иметь хотя самую краткую молитовку и стараться всегда помнить, что хотя Господь тебя видит, - ходить перед Господом старайся.
_______________________

Главное - снутри начинай, внутри очищай, а не напоказ - снаружи.
_______________________

Проси: "Господи, оставь меня как есть, не надо больше мне никаких дарований, но - дай любви." Любовь покрывае все.
_______________________

Все, что нарушает мир, отрезай, избегай, отходи - это необходмо.
_______________________

Когда враг досаждает, хочет мелочами, досадами раздражить, разгневать, похитить мир сердца, скажи только: "Христос воскресе. Христос воскресе. Христос воскресе."
_______________________

Не только надо молиться: "Господи, помилуй", не только просить, надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа - тогда будет мир в душе.
_______________________

Не ищи Правды... Царица Небесная, Чеснейшая Херувим и славнейшая Серафим, разве не видела кругом Своего Божиственного Сына неправду, клевету , ложь, несправедливость, которыми платили Спасителю за Его бесчисленные благодеяния и чудеса, - но Она молчала! Она никого не кпрекнула, никого не осудила. Вот как Она отнеслась к Неправде этого мира!...
_______________________

Нужно блюсти помыслы. Бывают они добрые, безразличные и худые. Последних никогда не принимай. Как появится прилог, отсекай его сразу молитвой Иисусовой. А если станешь его рассматривать, то он к тебе приразится, ты им заинтересуешься. Он тебя очарует, и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом исполнишь его делом - вот и грех.
_______________________

Какое бы ни произошло поползновение, падение, - вставать, не отчаиваться, а опять начинать - труд и труд нужен, борьба. Только за мужественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с искренним покаянием и твердое упование.
_______________________

Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся... и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение.
А для этого нужно блюсти помыслы. Бывают они добрые, безразличные и худые. Последних никогда не принимай. Как появился прилог, отсекай его сразу молитвой Иисусовой. А если станешь его рассматривать, то он к тебе приразится, ты им заинтересуешься. Он тебя очарует, и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом его исполнишь делом - вот и грех.

Старец Никита (Лехан)

Старец Никита (Лехан) Эти слова: «Смирение никогда не гневается», — будут служить для тебя зеркалом! Хочешь ты знать, смирен ли ты, проследи за собой, если ты разгневался, то ты не смирен!

Старец Паисий Афонский.

Старец Паисий Афонский. Тот, кто ищет чудес , чтобы поверить в Бога и полюбить Его, не имеет благородства. Бог, если захочет, может за несколько секунд одним сверхъестественным чудом, видимым для всего мира, сделать всех верующими. Но Он не делает этого , потому что таким образом свободная воля человека претерпит насилие и человек поверит в Бога не от усердия и благодарности Его величайшей благости, а по причине Его сверхъестественной силы .
_______________________

Пред Богом имеет цену вот, что : когда человек возлюбит Его потому, что Он благ. Наш Христос по любви к нам стал Человеком, был осмеян, оплеван, бичеван, обнажен и распят, пролив Свою кровь . Всем этим Он с очевидностью показывает каждому из нас, что он действительно есть Любовь. И поскольку Бог есть Любовь (1 Ин.4;8), то только этим мы должны быть побуждаемы любви к Нему и вере, что Он Бог наш, ибо Он благ, кроме Него "другого не знаем".Если человек видя столь великую жертву Христа ради нас и Его любовь, не верит, что ОН есть Бог наш, но для веры требует чудес, то такой человек никогда не будет по-настоящему ни любить, ни верить.
_______________________

Добрый Христианин не делает добро ради своей выгоды ,чтобы получить , к примеру , награду или венец, или чтобы не пойти в муку, или чтобы пойти в рай. Он делает добро только потому ,что любит его и предпочитает его злу. Все остальное - это естественные следствия блага, приходящие в душу помимо желания христианина. Только так добро приобретает благородство. Все остальное-это психология торговца : "Что ты мне дашь, если я сделаю вот это? " Или "Я делаю это , а ты мне дай вот то!"
_______________________

Наш учитель – смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, а благодать Божия - это все... Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись и скажи себе: «Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мной воля Божия». Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиняться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи, и выглянет солнышко и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе...
_______________________

Не ропщи и не позволяй себе оскорбить кого-либо. Если кто укорит тебя в каком-нибудь грехе, которому ты не причастен, смири себя перед укорившим и наследуешь венец.
_______________________

То, что случается с человеком, абсолютно связано со смирением... Человек может ненавидеть конкретные страсти и не желать их, и даже проливать кровь, ради удаления их, — однако у него нечего не получится, ибо Бог не помогает ему; и не будет помогать ему — пока тот не смирится. (Потому что, хотя он ненавидит конкретные страсти, однако он — раб гордости, которая вводит во все остальные страсти). Чтобы духовно преуспеть человек может просить у Бога любви, молитвы, мудрости, послушания и других добродетелей. Однако Бог... не даст нам ничего из просимого, сколько бы мы не подвизались, — если мы прежде не смиримся. Когда же имеем единственною целью — смирение, тогда Бог всё даст нам даром. Бог одного хочет от нас — смирения, ничего больше. Те, кто родились калеками, или стали калеками по вине других, или по своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут со Христом, будут причтены Богом к исповедникам. Есть в мире великое зло, не замечаемое нами: это не понимание путей промысла Божия и в результате этого — ропот. Бог не попускает испытаний, из которых не вышло бы чего-нибудь хорошего. Когда калека примет с радостью посланное ему испытание, тогда Бог причислит его к праведникам. Да покорится ум наш полностью Божественной благодати. Христос только одного ищет от нас - смирения. Все остальное потом дает Божественная благодать. Только смирением можно прийти в себя и спастись. Только смирение спасает
_______________________

Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем

Старец Феофил (Россоха), Киев

Господь сказал: "Милости хочу, а не жертвы".
Он, многомилостивый, хочет и от нас милости, милосердия, незлобия и терпения относительно ближних наших. Он же готов помогать нам во всяком добром деле.

Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и долготерпеливым, и будет оно таково. "Сыне, даждь мне твое сердце".

_______________________

Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господи сохранит его и сбережет ему жизнь... Господь укрепит его на одре болезни.

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) Послушанием Сына Человеческого своему Отцу открылся путь ко спасению. Своя воля только делает плохо, а послушание воскрешает... Человек должен принуждать себя делать доброе, ущемлять себя хотя бы в малом ради Господа

Схимонахиня Гавриила (Геронтисса Гавриилия)

Схимонахиня Гавриила (Геронтисса Гавриилия) Не нужно нам идти против того, что нас искушает. Об этом говорит и Евангелие: «Не противься злу». В это время сотворите молитву, и дело изменится, но без вашего возмущения. Потому что, как только человек начинает возмущаться, лукавый находит предлог. Всегда в неустройстве, в несуразице, в тревоге, всегда там пища его. И приходит плохая мысль. Придёт, уйдёт. Снова приходит. В этом помысле мы виноваты, если долго его держим, если применяем его на деле. Грех имеет ступени. Приходит как мысль. Она приходила и к Святым, и ко всем. Одни её держали, другие избегали. Иные применяли на деле и падали очень низко и согрешали и каялись. И совершали посты и налагали наказание на себя, и так возвращались на путь Божий. Вообще, противиться злу - нечто очень плохое... ...Когда мир с другими людьми не восстановлен, Христос говорит нам: «Когда идёшь помолиться и вспомнишь, что брат твой имеет что-то на тебя, - не ты на брата, - тогда оставь жертву и дар твой Богу, т.е. молитву, пойди и примирись с братом и возвращайся». Другими словами, если совесть твоя не спокойна по отношению к людям, не можешь иметь спокойной свою совесть по отношению к Богу. Но то, что Он говорит, очень важно: что другой будет виноват, а ты будешь просить прощения. И говорю, как на исповеди: это было самым трудным делом, которое я ввела в практику в своей жизни. Дело не в том, что мне нужно смириться и пойти сказать (ибо я ходила и говорила от всего сердца), но в том, как, каким образом, принимал это другой человек. Потому что иной раз он может сказать: «Да, но, наверное, она виновата, раз пришла и просила у меня извинения...» Тогда как это не так: мы просто стараемся ввести в практику Евангелие. Потому что иначе, когда мы вечером идём на молитву, не можем (молиться) и спокойствия, которое должно быть, не имеем. Не будем смотреть, что делает другое лицо. Оно как бы в скобках, и не имеет никакого значения. Во всяком случае, нам нужно следить за буквой Евангелия, потому что тогда, говорит оно, «обрящете покой душам вашим». Всё в том, чтобы быть в примирении с Господом, Который в тебе
_______________________

Когда человек имеет любовь, терпение, послушание и смирение, он приобрёл и этот мир и Рай. Но кто препятствует? Всегда сила тьмы, которая говорит нам, что мы правы... Всегда «прав» другой! Это очень важно... Потому что он своим «Я» - прав. (Мы) делаем, что считаем правильным, но не будем вести с ним бесцельные беседы, не будем осуждать, не будем терять тишину. Он будет продолжать свой путь, и оставим его на волю Божию. Он не может нам повредить. Потому что мы имеем над собой некое Начало, которое согласно с нашей правдой. Есть духовник... есть Владыка, есть вся Церковь, которая согласна. Сверх всего, есть Евангелие, которое говорит: «Вот - правда, вот - заповедь»... Порой придёт безбожник, какой-нибудь противник, начнёт бесцельные беседы с мыслью расстроить вас. Никогда этого не показывайте, хотя вы огорчены, ранены... Не показывайте этого. Ибо тогда он выиграл свою игру... В другой раз придёт ещё большая сила. Если же вы снова проявите бесстрастие, то он скажет: «Напрасно я бью здесь. Пойду бить в другом месте...» Поэтому, прежде всего, нет - гневу! Потому что Господь говорит: «Не противься злому» (Мф 5, 39). Потому что, когда мы идём против чего-нибудь, убиваем себя в ссоре. Если придёт кто-нибудь в это время и увидит нас, поймёт ли он, кто прав, а кто не прав? Никогда! Мы становимся оба лукавыми и от лукавого. Поэтому говорю вам: когда начинается беседа, которая идёт к ссоре, один из двоих, если он Божий человек, должен молчать и говорить в себе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». Через две минуты всё прекращается...

Феофил (Горенковский), Киево-Печерская лавра

Феофил (Горенковский), Киево-Печерская лавра Любите, любите друг друга любовью святой и не держите гнева друг от друга. Не прильщайтесь ничем. Не прилагайте сердца ни к чему земному. Все это оставим здесь. Только одни добрые дела пойдут с нами на тот свет. Чаще надо молиться и оплакивать свои грехи, да не свои только, но и своего ближнего.



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Духовная сокровищница. Наставления старцев | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 118