Но что нам делать, если мы все-таки хотим избавиться от одиночества, приобрести любовь к людям?
А что делает человек, которому надо взойти по лестнице на головокружительную высоту?
Он не смотрит ни вверх, ни вниз — он смотрит на ступеньку, которая сейчас перед ним.
Взойдя на нее, смотрит на следующую. А через некоторое время обнаруживает, что он уже на вершине.
Так и здесь: сегодня мы пожертвовали своим свободным временем ради пожилой соседки, завтра заставили себя не заметить, что кто-то опять поставил тапочки не туда, а через некоторое время обнаружили, что отречение от себя дается нам всё легче и — больше того! — доставляет душе такую радость, которой мы даже не знали.
У митрополита Антония Сурожского есть одно интересное рассуждение.
Он вспоминает, как фарисей искушал Спасителя вопросом: а кто мой ближний?
Мы тоже часто задаемся вопросом: кто мой ближний? кого возлюбить?
Кажется, найдём ответ на этот вопрос – и конец нашему одиночеству.
Мы озираемся вокруг: где же те люди, для меня созданные, мне подходящие, которых я полюблю?
Мы чувствуем себя центром вселенной, а остальные люди вращаются вокруг нас.
Фарисею Господь ответил притчей о милосердном самарянине и привёл его к неожиданному выводу:
«Кто же ближний?Ты – ближний любому человеку. Ты иди и твори милость».
Так Господь отвечает и нам. Ты – ближний.
Другой человек – центр, а ты – ближний. Он – планета, а ты – спутник.
Ты создан для него, а не он для тебя.
И потому иди и твори милость всякому человеку, которого увидишь.
Исполняя это, не будешь одинок.
Часто ближнему нужно совсем немного: капля живого внимания и заботы, малое проявление уважения и любви.
Митрополит Антоний в своих проповедях приводит такой пример.
Во время Второй мировой войны в Париже в Русской гимназии среди воспитателей был один строгий и замкнутый человек.
Никто ничего не знал о нём, в частности не знали о том, в какой нищете он живёт.
И вот однажды ученики наблюдали такой эпизод.
Неподалёку от школы у дороги сидел нищий, перед ним лежала шапка; многие люди проходили мимо него, другие не глядя бросали в шапку монетки.
И вот идет по дороге воспитатель.
Неожиданно он останавливается перед нищим, снимает шляпу и что-то ему говорит, а тот вдруг вскакивает и обнимает его.
Дети, удивлённые увиденным, конечно, стали расспрашивать воспитателя, что произошло.
И вот что он им ответил:
«Я шел пешком с другого конца Парижа, потому что у меня на метро денег не было; я шел по дороге и издали видел этого нищего; видел, как проходили люди мимо, видел, как некоторые бросали монетку в его шапку, даже не взглянув на него.
И я подумал, что если и я мимо него пройду и не окажу ему внимания, у него, может, умрет последняя вера в человека.
Но денег у меня не было! И тогда я остановился, снял шляпу перед ним и объяснил: “Простите – я ничего вам не могу дать: у меня ничего нет…”
И этот человек вскочил и обнял меня».
Этот нищий потом говорил, что никогда его никто не одаривал так богато, так щедро, как этот человек, который не дал ему ничего, но признал в нём равную себе личность.
В завершение расскажу вам об одном человеке, который никогда не знал, что такое одиночество.
Ему посвящена одна из бесед старца Емилиана.
Это был сельский священник, всю жизнь проведший в одном из небольших селений в Греции.
Его звали отец Димитрий, он был человек простой, малограмотный.
Но сердце его было широко раскрыто для ближних и преисполнено любви.
Как рассказывает старец Емилиан, батюшка Димитрий бежал на помощь к каждому человеку, за всё считал себя ответственным.
Едва что-то случалось в селении, он брал посох и говорил себе: «Поторапливайся, отец Димитрий, опять диавол вселился в нашу деревню».
Он сердился на себя, когда забывал чьи-то имена во время молитвы и тогда шептал: «О здравии начальника автобусной станции… и того врача…»
И за его открытое, любвеобильное сердце Господь слушал его так, как слушает Он великих святых.
Однажды отец Димитрий потребовал от святого Георгия, чтобы вновь забил высохший источник в деревне.
И когда вода забурлила, то просто сказал: «Ага, святой Георгий, ну спасибо, благодетель ты наш!»
Дерзновение его было таково, что он нередко обещал своим духовным чадам: «И после смерти я буду приходить к вам и помогать. Как позабуду я своих духовных чад!»
Может быть, кто-то подумает:
«Да, наверное, всё это правильно, но сразу всё запомнить и во всём разобраться будет нелегко.
Нет ли какого-то универсального совета, который всегда можно было бы держать в голове?»
Есть.
Это прекрасное по наглядности поучение аввы Дорофея.
Представьте, сказал он, что наш мир — это круг.
Центр этого круга — Господь, а пути человеческие — радиусы, сходящиеся в центре.
Чем больше человек стремится в центр, то есть к Богу, тем ближе он оказывается и к другим людям.
Это путь молитвы. А чем ближе он становится людям, тем ближе оказывается и к Богу.
Это путь отречения от себя ради ближнего.
Одиночество — край окружности.
Начнем двигаться к центру!
Игумения Домника,
настоятельница Екатеринбургского
Ново-Тихвинского монастыря
|