Татиана, прихожанка нашего храма:
Дорогие братья и сестры. Читала что такая икона (изображение слева) может считаться неканонической. Если кто-нибудь знает, напишите, пожалуйста, как поступить.
Список иконы с неканоническими элементами и влиянием католической традиции
О. Александр, настоятель:
Это икона Иисуса Христа с предстоящими Иоанном Предтечей и Богородицей имеет два названия.
Первый – Царь Славы.
Это непосредственное изображение Христа Иисуса в облачениях царского достоинства – символ того, что Христос есть Царь Славы.
А традиционное изображение Христа с предстоящими Богородицей и Предтечей называется ещё Деисис, в переводе «моление». Поэтому средняя часть иконы вполне каноническая.
Не совсем канонической, не пригодной для употребления в храме, для молитвы в храме, делает её изображение Бога Отца, что было запрещено на VII Вселенском Соборе (787 г., Никея), и херувимов в виде детских головок с крылышками розовыми, голубыми – это традиция католическая. Мы встречаем такие изображения на католических картинах, иконах.
Поэтому нужно сказать, что это икона с неканоническими элементами, написанная под влиянием католичества, униатства.
На территории Великого княжества Литовского такие иконы были. Это западная Россия: Санкт-Петербург, Смоленск и Белоруссия, Украина. Такие иконы встречаются, даже в росписях храмовых используются такие элементы. Хотя строго канонически есть к ней замечания. Икона (оригинал) XIX – нач. ХХ века.
Дома её можно иметь в святом углу, молиться перед Спасителем, Богородицей и Иоанном Предтечей.
* * *
Святое Писание о невидимости Бога Отца:
- «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал» (Ин.5:37-38);
- «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1:18);
- «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4);
- «…благодаря Бога и Отца..., избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15);
- «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим.1:17). |