15 сентября 2009 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни скончался заслуженный профессор Московской духовной академии архимандрит Матфей (Мормыль), музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Её бессменный регент на протяжении 30 лет. Заслуженный профессор Московской духовной академии, воспитавший многих учеников: теперь это иереи, протоиереи, архиереи. ...
Ученик великого старца Феодора, ученика прп. Паисия (Величковского), преподобный Лев стал первым старцем Оптиной пустыни, подвизался в ней 12 лет, привил благодатное делание непрестанной молитвы Иисусовой ради очищения сердца от страстей и старческий подвиг. Прославился многочисленными прижизненными и посмертными чудесами, оставил по себе письма и поучения о различных духовных нуждах.
Однажды славный и знаменитый герой Отечественной войны (1812-го года), находясь по пути со своей частью поблизости Оптиной Пустыни, заглянул в скит к старцу Леониду.
...
За 40 с лишним лет священства мною совершено множество треб, множество та-инств: отпевания, крещения, браки... Все они и количественно и качественно разде-ляются на две неравные части: первые совершены во Франции, в эмиграции, вторые — уже на родной земле... 15 лет священства во Франции и уже 26 лет на Родине. Конечно, на Родине количественный мой Синодик пополнялся значительно быстрее, т. к. во время моего священства в Рыбинске бывало от 60 до 100 крестин в день, зато в духовном отношении служение за рубежом, при его меньшей нагрузке, было более индивидуально. Здесь, отпевая заочно сразу 20 человек, или даже имея перед собою 4—5 гробов, я в большинстве случаев ничего не знаю про усопшего и только в ред-ком случае знаю того, с кем имею дело. Во Франции почти во всех случаях отпеваний, крещений и браков я лично знал того, с кем приходилось иметь молитвенное дело, или же знал усопшего заочно, слышал о нём. Поэтому почти за каждым отпеванием во Франции я произносил надгробное слово, чего, конечно, не имею возможности делать в условиях моего сегодняшнего служения, когда надгробные слова я говорю только в редких случаях. ...
В ночь на 17 сентября 1999 года в Вашингтоне скончался епископ Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко).
Он родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию.
Владимир закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), святитель Николай Сербский (Велемирович), а также глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий).
В 1938 году Владимир Родзянко вступил в брак и через год был рукоположен во свя-щенника Сербской Православной Церкви.
...
Содержательная сторона Утрени наиболее полно раскрывается в каноне. В Древней Церкви словом «канон» называли вообще церковную службу. Тот факт, что название церковной службы в целом было перенесено на её часть и именно на этого рода молитвосло-вия, свидетельствуют о важной роли канона в богослужении. В древности весь канон це-ликом пелся (ныне эта традиция сохраняется лишь при исполнении Пасхального канона).
Обычно канон состоит из девяти песней, каждая из которых начинается ирмосом и содержит несколько тропарей.
В основу девяти песней канона легли девять ветхозаветных пророческих песней – по числу ангельских чинов, в подражание которым строится и всё православное богослужение....
Случается, братия, что некоторые из нас, попущением Божиим, лишаются иногда всего своего имущества. Иных, например, обкрадывают воры; у других отнимает всё пожар; у третьих часто непредвиденные неудачи по торговле; у четвёртых, бывает, море поглощает имущество; у пятых… да и не перечтёшь, сколько есть людей, которые, по тем или иным несчастным обстоятельствам, лишаются всего и из богатых делаются бедными. Что же остаётся, братия, делать подобным людям? Чем им утешить себя? Чем ободрить? Что говорить? Чем укрепить себя в терпении? К кому обратиться за помощью? ...
Подобный образ мышления решительно осуждает апостол Иаков: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак 1:13-14).
Но самое странное, что жалобы на проделки бесовские чаще, чем где бы то ни было, слышатся в храме Божием. Например, на московских дорогах, где можно ус-лышать всё что угодно, бесов вспоминают гораздо реже. В самом деле, сложно представить водителя, который выполнил разворот через две сплошные линии и тем самым грубо нарушил правила дорожного движения, объясняющего гаишнику, что "это его бес попутал". А вот храм Божий уже давно в нашем представлении стал вместилищем разнообразных искушений, специфических бесов и тому подоб-ной нечисти. ...
«…Пред иной мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силой али смиренною любовью?» Всегда решай: «Возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное – страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего. На всяк день и час, на всякую минуту ходи около себя и смотри за собой, чтобы образ твой был благолепен. Вот ты прошёл мимо малого ребёнка, прошёл злобный, со скверным словом, с гневливой душой; ты и не приметил, может, ребёночка-то, а он видел тебя, и образ твой, неприглядный и нечестивый, может в его беззащитном сердечке остался. ...