Суббота 5-й седмицы Великого поста по воспоминаемым событиям и
Богослужению выделяется из ряда других суббот. В состав Богослужения
этой субботы входит торжественное пение на утрени (в пятницу вечером)
Акафиста Божией Матери, отчего
и самая служба именуется «Похвала Пресвятой Богородицы».
Поводом же к установлению Похвалы Божией Матери послужили некоторые
исторические обстоятельства в жизни православных греков. В 666
году на Константинополь напали скифы и персы, положение греков
было отчаянное. Чувствуя слабость своих сил, они обратились с
молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский - Божией
Матери.
Был совершен Крестный ход вокруг города, а когда процессия
подошла к морю, Патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией
Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось,
поднялась страшная буря и потопила корабли врагов. Целую ночь
воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери и постановили
день этот ежегодно праздновать торжественным Богослужением в
субботу на 5-й седмице Великого поста. Наша Русская Православная
Церковь, получив богослужебный чин от греков, также прославляет
Божию Матерь в эту субботу торжественным чином пения «Похвалы
Пресвятой Богородицы».
Акафист - это гимн, священная похвала Пресвятой Девы.
Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов,
расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь
начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается
псаломским «Аллилуйя», каждый икос - приветствием Архангела «Радуйся...».
Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о
том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей: «О всепетая
Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение,
от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, Тебе вопиющих:
Аллилуиа».
В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой
седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется
на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней,
в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается
пением первого кондака: «Взбранной Воеводе...» и пр.
Акафист Пресвятой Богородице, образец молитвенного пения Богородице,
переведен на русский с греческого языка, и является лучшим акафистом
Божией Матери. Называется он еще «Акафист Благовещения», но
Благовещению потом был написан еще один Акафист.
«Суббота Акафиста» может быть до Благовещения, и после, потому
что это зависит от Пасхи. Похвала - это сугубая служба Божией
Матери, которая служится с древнейших времен. На тему Акафиста
писались иконы «Похвала Богородице», были построены «Похвальские
церкви» в честь Похвалы Божией Матери. В день Похвалы в похвальскую
субботу была победа Святого князя Александра Невского на льду
Чудского озера: в 1242 году 5 апреля совпало с днем субботы
Похвалы Божией Матери. Тогда во всем Православном мире, на Руси
и везде пели «Взбранной Воеводе победительная».
Такая служба Божией Матери - единственная по торжественности
в церковном году, и это самый древний первый акафист Богородице.
По содержанию акафист делится на две части: - историческую, в
которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына
Божия,
- догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках
таинство воплощения, а в икосах - величие Божией Матери.
Каждая часть акафиста начинается и заключается пением кондака
«Взбранной Воеводе...», и на каждое чтение священнослужители выходят
через Царские врата на середину храма. Акафист ко Пресвятой Богородице
изначально, как единственный в своем роде, именовался просто «Акафист»,
и только спустя столетия, когда появились другие подобные песнопения,
за ним закрепилось название «Акафист ко Пресвятой Богородице».
Таким образом, само слово «акафист» из обозначения конкретного
текста превратилось в обозначение жанра. Множество акафистов
было составлено в XVII-XIX в.в. в России, однако, по большей
части, они являются слабым подражанием Великому акафисту. По
уставу в богослужение входит только Великий акафист, который
читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста. Святая
Церковь, желая поддержать своих верных чад во время Великого
поста, когда можно в столь продолжительное время пасть духом
и изнемочь телом, напоминает им о чудной помощи и предстательстве
за нас грешных Божией Матери.
|