|
|
Празднование
памяти 16/ 29 ноября
|
Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый
Левием (Мрк. 2, 14. Мф. 9, 9. Лк. 5, 27), жил в Галилейском городе
Капернауме.
Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря.
Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных.
Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только
не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью
фарисеев.
И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой
Божественный взор.
Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел
из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он
увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему:
- Иди за Мной!
Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными
очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив все, последовал
за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель
и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял
словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей
приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от
приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество
соседей его, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали
за столом вместе с Иисусом и учениками Его.
Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.
Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит
с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:
- Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
Господь же, услышав слова их, сказал им:
- Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать
не праведников, но грешников к покаянию.
С этих пор, Матфей, оставив все свое достояние, пошел за Христом
(Лк.5, 28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался
от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12
избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3, 13-19; Лк.6, 13-16).
Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях
по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные
Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева,
был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя
и преславного вознесения Его на небо.
После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов,
святой Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими
Апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях.
Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным
народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола
из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать
для них письмени дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей
просьбы из явили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме,
Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие,
спустя 8 лет по Вознесении Христовом (около 41 г. по Р. Хр.).
Удалившись из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедывал Евангелие
во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию Сирию,
Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию, на которую ему пал
жребий, и просветил ее светом разума Евангельского. Наконец, наставляемый
Духом Святым, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному
народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько
душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и
создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи
гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении
того неверного народа. И явился ему Господь во образе прекрасного
юноши, имея в правой руке жезл, и приветствовал его. Протянув
правую руку и отдавая святому жезл тот, Он повелел ему сойти с
горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви.
- Жезл этот, - говорил Господь, - силою Моею вырастет в высокое
дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью
превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет
источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получать
благолепие лица, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет
зверские нравы и станет добрым и кротким человеком.
Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в
город исполнить то, что ему было повелено. У князя того города,
именем Фульвиана, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на
пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами:
- Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?
Апостол запретил духам нечистым и изгнал их; исцелившиеся поклонились
Апостолу и кротко последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ
Платон встретил его вместе с клиром, и святой Матфей, вошедши
в город и приблизившись к церкви, сделал, как ему было повелено:
водрузил данный ему от Господа жезл, - и тотчас, в виду всех,
жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви,
и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник
воды истек от корня. Все видевшие это были поражены изумлением;
весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили
чистую воду.
А святой апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся
людям слово Божие на их языке; и тотчас все уверовали в Господа,
и крестил их апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся
людоеды, согласно слову Господню, выходили из воды благолепные
лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную
белизну и красоту, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового
человека - Христа.
Узнав о случившемся, князь сначала порадовался исцелению супруги
и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на апостола
за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и
замыслил погубить его. Но в туже ночь апостолу явился Спаситель,
повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей
скорби. Когда наступило утро, и апостол в церкви вместе с верующими
воспевал хвалу Богу, князь послал четырех воинов взять его; но
когда они пришли к храму Господню, тотчас объяла их тьма, и они
едва могли возвратиться назад. Когда же их спросили, почему они
не привели Матфея, - они отвечали:
- Мы слышали, как он беседовал, но видеть и взять его не могли.
Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал еще более воинов с
оружием, повелев им силою привести Матфея, а если кто будет противиться
и защищать Матфея, - тех убивать. Но и эти воины воротились ни
с чем, ибо когда они приблизились к храму, небесный свет осиял
апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на него, пришли
в великий страх и, бросив оружие, прибежали назад полумертвые
от страха и рассказали о бывшем князю.
Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем множеством слуг своих,
желая сам схватить апостола. Но едва он успел приблизиться к апостолу,
как внезапно ослеп и сталь просить, чтобы ему дали проводника.
Тогда он начал умолять апостола простить ему согрешение его и
просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста
на очах князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только
- телесными очами, а не душевными, ибо злоба ослепила его, и столь
великое чудо он приписал не Божией силе, а волхвованию. Взяв за
руку апостола, он повел его к своему дворцу, как будто желая почтить
его, а в сердце лукаво замышляя сжечь апостола Господня, как волхва.
Но апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы,
обличил князя, говоря:
- Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что
замыслил сделать со мною?
Делай то, что сатана вложил в твое сердце, а я, как видишь,
готов все перенести за Бога моего.
Тогда князь повелел воинам схватить святого Матфея и растянуть
на земле лицом кверху, а руки и ноги крепко прибить гвоздями.
Когда это было сделано, слуги собрали, по повелению мучителя,
множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив
все это на святого Матфея, зажгли. Но когда огонь разгорелся великим
пламенем и все думали, что апостол Христов уже сгорел, внезапно
огонь охладел и пламя угасло и святой Матфей оказался живым, невредимым
и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого
чуда и воздал хвалу Богу апостола. Но Фульвиан еще более разъярился.
Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым
и неповрежденным от огня проповедника Христова, он возводил на
праведника беззаконное обвинение, называя его волхвом.
- Волхвованием, - говорил он, - погасил Матфей огонь и остался
в нем жив.
Затем он приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту и,
положив на Матфея, - зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того,
приказал принести двенадцать своих золотых идолов и, поставив
их кругом огня, призывал их на помощь, чтобы силою их Матфей не
мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Апостол же
в пламени молился Господу сил, чтобы Он показал непобедимую силу
Свою, явил бессилие богов языческих и посрамил надеющихся на них.
И внезапно пламень огненный с ужасным громом устремился на золотых
идолов и они растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены
и многие из стоявших вокруг неверных; а из расплавившихся идолов
вышло пламя, в образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая
ему, так что он не мог убежать и избавиться от опасности, пока
не воззвал с смиренной мольбою к апостолу об избавлении от погибели.
Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас и подобие огненного
змея исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня,
но он, сотворив молитву, - предал святую свою душу в руки Божии.
Тогда князь приказал принести золотой одр и на нем положить честное
тело апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные
одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец.
Но он еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный
ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море,
при чем сказал своим вельможам:
- Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также
и от потопления в воде, то воистину Он есть Единый Бог, и Ему
будем поклоняться, оставив всех богов наших, не могших себя избавить
от гибели в огне.
После того как этот железный ковчег с честными мощами был брошен
в море, святой ночью явился епископу Платону, говоря:
- Завтра иди на морской берег на восток от княжеского дворца и
там возьми мои мощи, вынесенные на сушу.
На утро епископ, в сопровождении множества верующих, отправился
на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола
Матфея, как было ему возвещено в видении.
Узнав об этом, пришел и князь с своими вельможами и, на этот раз
уже вполне уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, громогласно
исповедал, что Он есть Единый истинный Бог, Который сохранил невредимым
раба своего Матфея - как при жизни в огне, так и по смерти - в
воде. И припадая к ковчегу, с мощами Апостола, просил у святого
прощения в своих прегрешениях пред ним и изъявил сердечное желание
креститься.
Епископ Платон, видя веру и усердие Фульвиана огласил его и, научив
истинам святой вере, крестил. И когда возложил руку свою на голову
его и хотел наречь ему имя, послышался свыше голос, говорящей:
- Назови его не Фульвианом, а Матфеем.
Приняв, таким образом, в крещении имя апостола, князь старался
быть подражателем и жизни апостола: вскоре он передав другому
свою княжескую власть, отказался совершенно от мирской суеты,
предался молитве в церкви Божией и епископом Платоном удостоен
был пресвитерского сана.
А когда, по прошествии трех лет, епископ умер, оставившему власть
княжескую пресвитеру Матфею явился в видении святой апостол Матфей
и увещал его принять епископский престол после блаженного Платона.
Приняв епископство, Матфей добре потрудился в благовестии Христовом
и, отвратив многих от идолопоклонства, привел к Богу, а затем
и сам отошел к Нему, после долгой богоугодной жизни, и, предстоя
с святым Евангелистом Матфеем престолу Божию, молит о нас Господа,
дабы и мы были наследниками вечного царствия Божия. Аминь.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский.
|