В Ветхом Завете обрезание было установлено
в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом,
в знак очищения от первородного греха.
Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил
Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив
Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы
наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих
зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).
Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался
ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом
– в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец
и Законоположник мира?
По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям,
потому что Сам о Себе потом скажет:
«Не нарушить закон пришел Я, но исполнить».
Святитель Димитрий Ростовский писал:
«В обрезании Владыка наш явил большее смирение,
нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…,
в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая
боль, положенную за грех».
Проповедь священника Михаила Немнонова
Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они –
о Едином.
Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве
Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе,
Им воспринятой.
Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась
именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа
– о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.
В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали
вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели
все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть
и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и
телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал
покрывало своей души.
Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом,
главным делом его жизни была борьба за православное учение
о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях
Святой Троицы.
Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они
были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать
заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким
путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова
встать на верный путь.
Апостол Павел пишет к Ефесянам:
Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса
Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши,
чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть
со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота
(Ефес. 3, 14-18).
На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере,
потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное
Откровение.
Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой
веры в Христа – Бога и Человека.
Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только
Человека и отрицает Его Божество.
Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа, как в
Бога, и не видит в Нем Человека.
Христос принимает обрезание именно как Человек.
Евангельское повествование об этом событии немногословно:
По прошествии восьми дней после Рождества, когда
надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное
Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает.
И обрезание Он принял также нашего ради спасения.
Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон
и показать нам через это, что и мы должны исполнять все,
что Он нам заповедал.
И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть – это
плоть человека, что Он – не призрак, не Дух бесплотный,
не видение в образе человека, а Сам Человек.
Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду
Он напоминает о Своем Божестве.
В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался
в храме, и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через
три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди
учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие
Его дивились разуму и ответам Его.
И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня?
Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит
Отцу Моему?
И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там,
как Человек, был в повиновении у них.
Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество
и во многих других случаях.
Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий.
Он указывает, что свойства той и другой природы соединились
во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей
свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын
Божий и истинно Сын Человеческий.
Что рождается плоть, – этим обнаруживается человеческая
природа; что рождает Дева, – это доказывает божественное
могущество.
Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов
возвещают величие Всевышнего.
Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно
человеку.
Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке
подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по
поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны,
запретить буре, – без сомнения, свойственно Богу.
И…, как не одной и той же природе свойственно плакать от
чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать
его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на
дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все
стихии, – Так не одной и той же природе свойственно говорить:
Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня.»
Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания.
И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как
и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти,
прежде всего – нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых
берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь,
как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову
и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19).
Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи.
Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами,
чтобы быть с Господом.
Аминь.
|