Иногда у нас бывает «двенадцать коробов полных», наш
дом переполнен хлебом и пищей; но иногда у нас остается
лишь пять хлебов и две рыбки.
Господь же всегда здесь и готов напитать нас, у Него всегда
достаточно щедрости, чтобы никто из нас не ушел алчущим,
чтобы каждый был насыщен.
Это справедливо в отношении пищи не только телесной,
но и духовной.
Человеку недостаточно одного материального
благополучия, чтобы быть счастливым, чтобы душа его была
наполнена; ему необходим Сам Бог.
И Господь создал человека таким, что душа его всегда стремится
к Нему.
Только Бог может душу человеческую наполнить и насытить
Собою.
И до тех пор, пока Господь не пришел к нам, не вселился
в нас, мы алчем и жаждем.
Но когда Он приходит, мы ощущаем полноту жизни – то, о
чем Христос сказал:
«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком»
(Ин. 10:10).
Жизнь с избытком возможна только во Христе и через Христа.
Хлеб, которым питает нас Господь, – это не только хлеб
земной, дающий жизнь нашему земному телу, но это и Хлеб,
сходящий с небес, т. е.
Сам Господь, Которого мы причащаемся
в таинстве Евхаристии за Божественной Литургией.
Евхаристия – это то самое чудо умножения хлебов, которое
происходит всякий раз, когда мы собираемся в храме Божием
на Литургию, всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых
Тайн.
В Причастии Сам Господь входит в нас, Он становится единым
телом и единой кровью с нами, Его Тело становится нашим
телом, Его Кровь – нашей кровью.
Готовясь к причащению, мы должны «испытывать себя», чтобы
Причастие не было для нас «в суд или во осуждение», чтобы
не получилось, как говорит апостол Павел, что мы тела
наши, которые «суть члены Христовы», отнимаем у Христа,
«чтобы сделать их членами блудницы» (1 Кор. 6:15).
А это происходит, когда человек, причащающийся Святых
Христовых Тайн, ведет жизнь не евангельскую, живет не
по заповедям Божиим.
Когда мы причащаемся, мы принимаем
в себя не только Христа под видом хлеба и вина, но весь
евангельский закон, все нравственные, духовные и иные
нормы, содержащиеся в Евангелии.
Пусть каждый из нас испытывает себя, дабы представать
перед страшным судом собственной совести еще до того,
как наступит последний Страшный суд.
Пусть каждый воскресный и праздничный день даст нам возможность
проверить свою жизнь на соответствие евангельскому идеалу,
очиститься от грехов в таинстве исповеди, в молитве покаяния
и благодарности Богу за то, что Он удостаивает нас этого
таинства.
Пусть причащение Святых Христовых Тайн поможет нам, обновившись
духовно и телесно, соединиться с Богом, потому что только
жизнь в Боге может нас насытить и наполнить.
Нет иного хлеба и иной рыбы, которая могла бы напитать
нас, кроме Самого Христа.
И до тех пор, пока мы не соединились с Ним, душа наша
продолжает алкать и жаждать.
Но после этого соединения душа приобщается к тому блаженному
покою, тому внутреннему миру, который есть Царство Небесное.
И этого Царства мы приобщаемся прежде всего через причащение
Святых Христовых Тайн. Будем как можно чаще прибегать
к Причастию с мыслью и молитвой о том, чтобы Он помог
нам жить по Евангелию и достичь того духовного состояния,
о котором апостол Павел говорил:
«Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).
Аминь.
Митрополит Иларион (Алфеев), 2000
|