Великий четверг
Песнопения Великого четверга полны глубоких чувств
и мыслей в связи с рядом Евангельских событий этого
дня.
Здесь преклонение перед смирением Спасителя, которое
проявилось в умывании ног ученикам; благоговение перед
таинством Тела и Крови Христовых; прославление бесконечного
самоотвержения Христова; скорбь о Его страданиях; негодование
против ожесточения иудеев и вероломства предателя Иуды.
В начале Утрени (которая служится в среду вечером)
поется тропарь о том, как Иуда, ослепленный сребролюбием,
покинул Тайную вечерю.
Егда славнии
ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда
злочестивый сребролюбием недуговав, омрачашеся,
и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает.
Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша.
Бежи, несытая души, Учителю таковая дерзнувшия.
Иже о всех благий, Господи, слава Тебе. |
Когда славные ученики
просвещались на Тайной вечери при умовении [ног],
тогда нечестивый Иуда, одержимый сребролюбием, омрачился,
и Тебя, Праведного Судью, предал беззаконным судьям.
Смотри же, собиратель богатства, на того, кто удавился
из-за него.
Избегай жадности: вот что она дерзнула сделать с
Учителем.
Благостный ко всем, Господи, слава Тебе. |
В каноне Утрени, начинающемся словами «Сеченное сечется
море Чермное» (выточенным жезлом рассекается Красное
море), изъясняется значение Тайной вечери и изображается
духовный союз Господа Иисуса Христа с Его учениками.
В четверг утром совершается Литургия Василия Великого,
предваряемая вечерней.
Евангельское чтение повествует о Тайной вечери, умовении
ног и молитве в Гефсиманском саду.
Вместо Херувимской поется:
Вечери
Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими,
не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам,
яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни
мя, Господи, во Царствии Твоем. |
Сын Божий,
приими меня сегодня причастником Твоей таинственной
Вечери, ибо я не открою тайны врагам и не дам Тебе
[лицемерного] лобзания, как Иуда, но исповедаю Тебя,
как [благоразумный] разбойник: «Помяни меня, Господи,
в Твоем Царствии.» |
Вместо Достойно есть поется 9-й ирмос канона:
Странствия
Владычня и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими
умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слава
от Слова научившеся, Его же величаем. |
Приидите,
верные, в верхней горнице насладимся гостеприимством
Владыки и бессмертной Трапезой, направляя ввысь
[свои] мысли и от [Бога] Слова познавая высшее учение.
Его мы и величаем. |
В этот день, когда Спаситель установил таинство Причащения
и Своими руками причастил апостолов, следует с особым
трепетным чувством подходить к Чаше, размышляя о величии
Христовой любви и собственном недостоинстве.
Служба 12-ти Евангелий
Для тех, кто не сможет быть в Храме на чтении 12-ти Страстных Евангелий
подготовлены тексты на русском и церковнославянском языках для домашнего чтения.
Вечером этого же дня совершается Утреня Великой пятницы,
или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют
это богослужение.
Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию
спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека.
Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и
отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину
страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском
саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно
через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому
подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями
всех мучений Спасителя.
Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными
свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих
благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему,
Господи!»
После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют
в колокол.
Страстные Евангелия:
1) Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с
учениками и Его молитва на Тайной вечери).
2) Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском
саду и страдания Его у первосвященника Анны).
3) Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника
Каиафы и отречение Петра).
4) Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде
у Пилата).
5) Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа
у Пилата и осуждение на распятие).
6) Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные
страдания).
7) Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа;
чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).
8) Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние
благоразумного разбойника).
9) Иоанн 19:25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице
и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра).
10) Марк 15:43-47 (Снятие тела Господа со креста).
11) 19:38-42 (Никодим и Иосиф погребают Христа).
12) Матфей 27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя).
В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые
выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония
иудейских начальников и духовной слепоты толпы.
«Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем
Спасителя? – говорится здесь.
– От лика ли апостольского Он тебя отлучил?
Или дара исцелений тебя лишил?
Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не
допустил?
Или других ноги умыл, а твои презрел?
О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.»
И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним
иудеям:
«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел
вас?
Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека
на одре восставил.
Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за
манну – желчь, за воду [в пустыне] – уксус, вместо любви
ко Мне ко кресту пригвоздили Меня;
не буду терпеть вас более, призову Мои народы,
и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им
жизнь вечную.»
После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями
следует канон трипеснец, передающий в сжатой
форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами,
отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.
Приводим здесь ирмосы этого канона.
Песнь первая:
К Тебе Утреннюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно,
и до страстей преклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь
ми падшему, Человеколюбче.
Утро посвящаю Тебе Слову Божию.
Оставаясь неизменным, Ты унизил Себя по милосердию [к
нам] и бесстрастно снизошел до претерпения мук. Мир
подай мне падшему, Человеколюбче.
Песнь восьмая:
Столп злобы Богопротивныя Божественнии отроцы обличаша;
на Христе же шатающееся беззаконных соборище советует
тщетная, убити поучается живот Держащаго длинию.
Его же вся тварь благословит, славящи во веки.
Благочестивые юноши [в Вавилоне] подвергли бесчестию
столб с мерзким [идолом], а буйствующее против Христа
сборище беззаконных [начальников] замышляет тщетное,
намереваясь убить Того, Кто держит жизнь в Своей руке,
Кого вся тварь благословляет, прославляя вовеки.
Песнь девятая:
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим,
без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя
величаем.
Более почитаемую чем Херувимы и несравненно более славную
чем Серафимы, безболезненно родившую Бога Слова, истинную
Богородицу, Тебя величаем.
После канона хор поет трогательный эксапостиларий,
в котором вспоминается покаяние разбойника.
Разбойника
благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси,
Господи, и мене древом крестным просвети и спаси
мя. |
Благоразумного
разбойника Ты тотчас рая удостоил, Господи! И меня
крестным древом просвети и спаси меня. |
На Всякое дыхание стихира:
Кийждо уд пречистыя Его плоти безчестие нас ради претерпе;
глава – терние, лице – оплевание, челюсти – заушения,
уста – в отце растворенную желчь с уксусом, ушеса –
хуления злочестивая, плещи – биения, и рука – трость,
всего телесе протяжение на кресте, членов – гвоздия
и ребра – копие.
Каждый член Его пречистого тела подвергся бессчестию:
глава – терновому [венцу], лицо – оплеванию, челюсти
– ударам, уста – желчи, растворенной в уксусе, уши –
безобразным хулам, спина – бичеванию, руки – трости,
все тело – растягиванию на кресте, руки и ноги – гвоздям,
ребра – копью.
Пред концом службы (отпустом) хор поет тропарь:
Искупил ны еси от клятвы законныя (Ты избавил нас от
проклятий [ветхозаветного] закона) честною Твоею кровию
на крестепригвоздився и копием прободся; безсмертие
источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.
Существует древний обычай после последнего Евангелия
не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и
ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой
двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх.
12:22).
Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.
Епископ Александр (Милеант)