Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 172 октябрь 2016 г. >> Хамство бытовое. Рецепты борьбы от епископа Ионы (1)

Хамство бытовое. Рецепты борьбы от епископа Ионы (1)


Читайте также:



В общественных местах постоянно приходится сталкиваться с различными проявлениями общественной жизни, и хамство, к сожалению, — одно из самых распространённых. Как бы с ним ни боролся, результат всегда тот же: нулевой.
Любые способы воздействия на хамящего, как правило, ни к чему, кроме конфликтов, не приводят.
Наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона известен своей предельной деликатностью, поэтому задать накипевшие за часы передвижения в городских маршрутках вопросы мы решили именно ему.
Как воздействовать на того, кто хамит? По-христиански ли это — «проглатывать» обиду?
Отмалчиваясь и уклоняясь от споров, не даём ли мы, таким образом, хамству процветать?


Реагируйте на хамство… юмором

— Владыка, какие, по-Вашему, есть оптимальные способы реагирования на грубость?

— Начнем с того, что разные бывают проявления грубости. И реакция, соответственно, может быть разной.
Если хамят лично вам, правильнее будет, на мой взгляд, «уклониться от зла и сотворить благо».
Лучше отойти в сторону и не отзываться грубостью на грубость, не увеличивать уже существующее напряжение.
Если есть возможность, лучше подобные проявления проигнорировать.

Если нет такой возможности, можно попробовать отнестись с юмором и отреагировать по-доброму.
В любом случае, нет ничего хуже, чем отвечать злом на зло: таким образом, мы способствуем его увеличению.
Нужно попробовать максимально доброжелательно отнестись к человеку, который вам нахамил.
Это будет и по-христиански, по-Божьему.

Расскажу очень показательную историю, которая произошла в Бердянске на одной из конференций нашего Синодального отдела по делам молодежи.
Однажды во время экскурсии по городу к нашим священникам пристал человек в нетрезвом виде.
Он вёл себя совершенно по-хамски: бранными словами высказывал какие-то претензии, укоры.
Всё это раздражающе подействовало на отцов.
Когда они сели в ожидающий их экскурсионный автобус, этот человек также зашел в салон и продолжил свой довольно неприятный монолог.
Отцы попытались его выставить, что вызвало еще большее недовольство с его стороны.
Ситуацию неожиданно спас участник конференции — мирской человек.
Он не был священником, не был облечен саном, но он подошел к этому человеку и буквально двумя-тремя словами успокоил его так, что тот буквально на глазах преобразился: перестал браниться, вдруг заплакал и попросил молиться за его умершую маленькую дочь.
Все, кто при этом присутствовали, были поражены.
Отцы спросили потом нашего участника, что же такого он человеку сказал.
«Я спросил, как звали его дочку, и пообещал, что эти батюшки за нее и за него помолятся…» — такой был ответ.
Вот пример того, как у доброго древа бывают добрые плоды. На мой взгляд, это яркая иллюстрация того, как можно реагировать на хамство.
Конечно, это требует выдержки, рассудительности, взращивания в себе добродетелей.

Ведь, к сожалению, наша укоренившаяся, стандартная для общества реакция — ответить тем же.
Но все-таки Евангелие учит нас другому. Поэтому если не можешь отнестись с любовью, просто отойди в сторону.


Будьте самокритичны

Не менее важно относиться трезво и с юмором и к себе.
Если себя не превозносить, не ставить на пьедестал, соответственно, и какие-то слова и проявления в наш адрес не покажутся нам обидными.
Ведь на самом-то деле мы из себя ничего не представляем — во всех отношениях и, в первую очередь, в духовном.
Зная это, любое обличение из уст постороннего человека, любой укор в нашу стоПреподобный Ефрем Сиринрону будем воспринимать не как обиду, а как то, что «достойно по делом моим приемлю».
Имея трезвое понятие о своей духовной жизни, понимая, что у меня есть «первое, второе, третье, четвертое, пятое» — грехи, которые никак Господом не обличены и не наказаны, всякое уничижение в свой адрес я буду воспринимать как воздаяние.

Так было с преподобным Ефремом Сирином.
В юности он имел довольно буйный характер, но впоследствии пришел ко Христу и стал вести подвижническую жизнь.
Однажды, будучи невинно осужден, он попал в заключение и по этому поводу унывал: как, за что, я же совершенно к этому делу, за которое страдаю, не имею отношения.

И ему от Господа было утешение и вразумление: «А помнишь, тогда-то ты участвовал в воровстве, это воровство удалось, и за него никто не понёс наказания?» — «Да, помню». — «А помнишь, ты еще участвовал в таком-то беззаконии?» — «Да, помню» — «Что же ты сейчас ропщешь? Ты получаешь то, что не получил тогда».
Действительно, зачастую уничижительное отношение к нам является справедливой расплатой за наши скрытые грехи.


Говорите по-доброму

— Если не отвечать, разве этим мы не будем потворствовать грубым людям и дальше вести себя подобным образом — не только с нами, но и со всеми окружающими?

— Бывает, что человек стремится как-то исправить хама – сделать замечание, наставить, вразумить, поставить на место.
На мой взгляд, всё это совершенно бесполезно. Для того, чтобы вас услышали, вы должны быть хоть каким-то, но авторитетом.

Если всё же есть большое желание или необходимость что-то высказать, необходимо подойти к человеку с расположением, с улыбкой и сказать то, что вы хотите, по-доброму.
Причем эта доброта должна быть не где-то глубоко в сердце, а проявляться видимо. Тогда это работает.
Важно, чтобы человек не воспринял ваше обличение и наставления как личную обиду.

Из своего опыта скажу. Когда я что-то говорю прихожанам, они ко мне прислушиваются — в силу того сана, которым я облечен.
Но когда в городском ботсаду, на территории которого расположен наш монастырь, молодые люди пьют пиво и курят, понятно, что я для них никто – бородатый дядька в рясе. И на мои замечания они могут и не отреагировать.
Я сам прекрасно помню себя молодым человеком. Помню какие-то свои глупые проявления эпатажа или просто непонимания серьезных вещей.
Поэтому никакого осуждения и напряжения по отношению к этим людям не испытываю.
Я могу подойти к ним и сказать: «Ребята, знаете, здесь все-таки храм. Может, давайте, чуть в сторону отойдите, покурите там».
Если говорить по-доброму, то и реакция будет соответствующей.
Всегда — исключений не было — услышишь в ответ: «Ой, простите, да, конечно, не вопрос, мы отойдем».
Люди видят, что их уважают, относятся к ним по-человечески и указывают на ошибки не грубо или с наездом, а с любовью и расположением.
В данном случае обличается не грешник, а грех.

Более сложный вопрос, если хамство проявляется к Церкви, к святыне.
Сложно говорить однозначно, как следует поступать.
С одной стороны, мы знаем слова Христа: «Кто постыдится Меня, того постыжусь и Я перед ангелами Божиьими».
Но с другой стороны, мы знаем слова о бисере и свиньях — перед свиньями бесполезно метать бисер: они затопчут в грязь и его, и вас.
Нужно иметь настоящую мудрость, чтобы в таких ситуациях реагировать правильно.

Юлия Коминко
Продолжение следует

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 430