 |
|
Празднование 15/
28 августа
|
«День Успения Святейшей всех святых – Божией Матери. Она уснула
сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества,
так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу
Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь
и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в
Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы
Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем
о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь,
прославляя Ее в одной из икон, – Живоносный Источник, Богородица,
кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.
Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный
пример. Заповедь – те слова, которые Она сказала слугам в Кане
Галилейской:
Что бы ни сказал Христос – то исполните...
И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия.
Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас,
слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но
исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным
и прославленным...
И Она оставила нам пример:
о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно,
каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище,
как самое драгоценное, что у Нее было...
Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем
благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии
много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно,
то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце – это слово,
сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично... И это слово нам
надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между
нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.
И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем
слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над
нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда
Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное
Тебе от Господа... Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия
нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда
прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище,
будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через
Нее и духом и истиной. Аминь.»
Митрополит Антоний Сурожский,
28 августа 1981 г.
«Успение — слово славянское, оно значит, что Божия Матерь уснула,
как говорили в древности, сном земли, умерла. Но в слове “умереть”
много горечи, чувства поражения. В слове “успение” — чувство покоя.
И действительно, в празднике Успения мы радуемся о том, что Божия
Матерь, Чьей верой Христос пришел на землю, Чьей верой Он был
свободен совершить Свой трагический путь, уснула сном земли, и
что в этот момент Она снова оказалась лицом к лицу с воскресшим
и вознесшимся на небо Своим Сыном и Своим Богом. В Успении, как
во всякой смерти, есть трагедия: человек не рожден для того, чтобы
умереть, — но есть и дивная встреча, встреча живой души со своим
Богом. Каждый из нас, умирая, так встретит Бога. Но все мы, в
той или другой мере, отуманены, осквернены грехом — Божия Матерь,
Пречистая Дева Богородица могла войти в вечность и вступить в
свет вечности, не внося в него никакой тени. »
Митрополит Антоний Сурожский, 28 августа 1985
г.
Почему кончина Пресвятой Девы Марии называется Успением? Св. ап.
Иоанн Богослов в двадцатой главе Откровения говорит о первой и второй
смерти. Одна только первая, неизбежная для всех людей смерть ожидает
святых и праведных. А вторая, страшная вечная смерть, ждет тяжких
и неисправимых грешников, отвергших любовь и правду Божию и обреченных
на вечное общение с дьяволом и ангелами его...
В Евангелии ап. Иоанна Богослова читаем слова Самого Господа
Иисуса Христа, очень близкие к тому, что написано в Откровении:
“Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в
Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел
от смерти в жизнь” (Ин. 6:24). Все вполне послушные слову Христову,
все верующие в пославшего Его Отца Небесного уже перешли непосредственно
по смерти своей в жизнь вечную. Исполненных веры в Бога и исполняющих
заповеди Его не за что судить.
Пресвятая Дева Мария была Пречистым Храмом Спасителя, в Нее вселился
Дух Святой, и в Ее Святейшей утробе получил естество человеческое
сошедший с небес Сын Божий. Поэтому Ее телесная смерть была не
смертью, а успением, непосредственным переходом из царства Божия,
находившегося внутри Нее, в жизнь вечную.
И тело Пресвятой Богородицы было сохранено Богом от тления и
вознесено на небо. Это слышим мы и в кондаке сегодняшнего праздника:
“В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах Непреложное
Упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь
к Животу престави во утробу Вселивыйся Приснодевственную”.
Будем же часто помышлять о блаженном Успении Пресвятой Девы Марии.
Да сподобимся и мы, грешные, великой радости царствия небесного
благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему
же слава и держава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым Духом
во веки веков. Аминь.
Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).
Слово в день Успения Пресвятой Богородицы.
|