О житии Сергия известно благодаря перу его биографа – святого, агиографа, Епифания Премудрого, который составил также житие Стефана Пермского. Святой Епифаний был учеником Сергия, а после его смерти служил в Москве у митрополита Киприана, дружил с великим Феофаном Греком.
Недалеко от Ростова Великого, жил отрок, по имени Варфоломей.
Происходил он из боярского рода. Отец, Кирилл, служил ростовским князьям, владел богатствами, но поскольку жил в деревне, любил простой уклад, хозяйственные дела, не пренебрегал даже тяжелой работой. Мать, Мария, была набожной, добродетельной и сердечной женщиной. Семейство творило богоугодные дела и прославилось добротой и гостеприимством.
...
В давнюю давность, двенадцать веков назад, на земле тогда ещё православной Византии, двое молящихся – святой Христа ради юродивый Андрей и его ученик Епифаний – увидели во время всенощного бдения парящую над ними Богородицу. Дева Мария простирала над ними Свой благодатный омофор, спасая этим покровом не только двух праведников, но всех тех, кто жил в столице империи. Воинственные северные племена осадили в то время Константинополь, оставленный ушедшим с войском на иную брань императором....
Шамординские страницы жизни старца
В 25 км от Свято-Введенской Оптиной пустыни над живописной долиной речки Серены возвышаются удивительные корабли-соборы. Дорога, извиваясь, приближается к монастырской ограде. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь.
Уже будучи известным Оптинским старцем, преподобный Амвросий основал женскую обитель, в создание которой вложил много души, молитвенных и физических сил. С первого момента, когда им для создания монастыря было избрано небольшое имение близ деревни Шамордино, не существовало мелочей. Старец исходил всю гору и прилегающие буераки, всматривался и в окрестности, и словно сквозь время видел, какими будут постройки, какой вырастет капуста там, где «лес нечищеный да болото непроходимое». Он писал многочисленные прошения, ходатайства, письма тем, от кого зависело устройство будущей обители.
...
Давно уже телесно изнемогал в Бозе почивший возлюбленный отец наш. Надо было удивляться, как выдерживал он столь тяжёлые труды...
Воспоминания быстрою чередою проносятся предо мною. Мне вспоминается, как в первый раз я, ещё юношей, со страхом стоял перед ним… Как сумел он утешить меня и успокоить, с каким восторгом я возвратился к себе. Вспоминается, как в своей маленькой скитской келлии он благословил меня облечься в иноческую одежду, с каким благодушием он тогда смотрел на меня, какие наставления давал мне… вспоминается, как ровно год тому назад прибыл я сюда, волнуемый различными сомнениями; с какою любовью он разрешил все сомнения, не дававшие мне покоя. И вот ровно через год я ещё увидел его, но уже сомкнулись очи, язык не глаголет, и он уже не обещает молитв, а сам просит наших молитв… ...
Без малого 90 лет жизни (50 лет епископства) судил Господь человеку, сыгравшему важную роль в том, что в Украине есть (и будет!) каноническая Православная Церковь. Это первое, что приходит на ум при размышлении о жизненном пути митрополита Никодима. Что могут вместить в себя годы?
17 лет монастырского послушания; служба в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме; епископство на Костромской земле и в Южной и Центральной Америке; архиепископское и митрополичье служение на Западной Украине и на Харьковщине. 26 лет в сане митрополита.
...
Таинство евхаристии занимает центральное место в Православной Церкви. Оно составляет главную часть литургии.
Каждая литургия — это повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель, оделяя учеников хлебом и вином, назвал их Своими Телом и Кровью: "...сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая" (Мк. 14.22-24). Для православных верующих хлеб и вино не "символизируют" Тело и Кровь Христа, а претворяются в них, вещественно оставаясь хлебом и вином. Причащение Христовых Тайн призвано духовно изменить человека. И после Причастия в нас течёт кровь Господа нашего…
...
Книга «День за днём», написанная неизвестным православным священником и изданная впервые в 1908 году, составлена в виде календаря, который соответствует старому стилю, и предназначена для ежедневного чтения. Автор на примерах из Священного Писания находит ответ на многие сложные вопросы, возникающие у каждого христианина на трудном и полном скорбей жизненном пути. ...
Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность. Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам с ветхозаветных времен: пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7,13).
В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный, то есть два естества, Божеское и человеческое. В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями означают Божество и человече-ство Иисуса Христа. Просфора – это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.
...
Икона – явление особенное в средневековой культуре. Задача иконописца – вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.
Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человека. Поэтому икона даёт лишь символическое его изображение.
Появилась икона с возникновением христианства. Первой иконой был убрус, полотенце, на котором отпечатался лик Христа («Спас Нерукотворный»). Следующие четыре иконы приписывают греческому врачу и живописцу – Луке-евангелисту.
...
…Но и как проповедник Иешуа безнадежно слаб, ибо не в состоянии дать людям главного – веры, которая может послужить им опорой в жизни. Что говорить о других, если не выдерживает первого же испытания даже верный ученик, в отчаянии посылающий проклятия Богу при виде казни Иешуа.
Да и уже отбросивший человеческую природу, спустя без малого две тысячи лет после событий в Ершалаиме, Иешуа, ставший наконец Иисусом, не может одолеть в споре все того же Понтия Пилата, и бесконечный диалог их теряется где-то в глубине необозримого грядущего – на пути, сотканном из лунного света. Или здесь христианство вообще являет свою несостоятельность?...
Зашёл разговор с мужем об иконах и о святых. По очереди очень кратко рассказываю о тех, кто «прописался» в моей комнате. «Преподобная Елена Дивеевская, умерла в день моего рождения (получается моя покровительница) за послушание своему старцу преподобному Серафиму». Он: «Как можно умереть за послушание!?» Я: «Умом совсем нельзя понять, а в Духе так и происходит. Объяснить не умею, дело веры». ...
Едет хмурый человек в троллейбусе и думает:
«Вокруг ничего хорошего, одна тоска. Жена – ворчунья, дети – хулиганы, начальник – злыдня…».
За его спиной – ангел-хранитель с блокнотом и ручкой. Записывает и думает...
Подарил царь любимой дочери Maрии ожерелье. Дорогой был подарок. Ожерелье стоило дороже всех сокровищ на земле. Каждая жемчужина в отдельности была редкой красоты, славилась своим блеском по всему миру и была известна под особым именем. Одну жемчужину звали любовью, другую правдою, третью кротостью, четвертую послушанием, пятою ласкою, шестую усердием и т.д. Нарядится, бывало, Мария, украсится ожерельем; жемчуга горят, переливаются, — чудо-девочка, загляденье! ...