Игра «Что для чего годится?»
Ведущий выбирает по своему усмотрению что-то из окружающего мира, называет это и спрашивает: «Для чего годится»? Другой — дает варианты ответа. Так по очереди они меняются.
Назначение.
Игра развивает воображение, конструктивное мышление, наблюдательность, активизирует и уточняет знания об окружающем мире, расширяет кругозор, формирует речь.
Если ребенок дает неполный ответ, то взрослый помогает его дополнить наводящими вопросами.
Пример.
Березовая почка — для чего годится? Ответ. — Дает лист.
Из почек можно заварить чай. Ими могут питаться птицы.
Из них готовят лекарство...
Камень — для чего годится? Ответ. — Используется как груз. Ударный инструмент. Из камня можно высекать огонь. Камень — строительный материал…
Старинная забава «Дорожки»
Осенью — выкладывая листьями, летом — протаптывая на песке, а зимой — на снегу, делаются «дорожки» в виде «спирали», «змейки», «круга восьмерками».
Ребенок бегает по этим «дорожкам», периодически меняя направление.
Назначение.
Охват большой дистанции на малой площади; развитие координации, пространственного мышления, ловкости; поддержание хорошего тонуса малыша.
Игра «Наблюдатель»
Данная игра может проводиться как дома, так и на прогулке.
Водящий из видимого окружающего мира выбирает любой предмет, объект и детально его описывает.
Другой играющий должен отгадать этот объект по описанию и найти, где он находится.
Назначение.
Игра развивает у ребенка наблюдательность, речь, умение точно описывать то, что он видит, подмечая нюансы; подбирать слова, соотносящиеся с качествами предмета или объекта.
Пример.
Предмет, сделанный из дерева и металла, служит местом отдыха человеку и украшает скверики? (Скамейка)
Игра «Логические цепочки»
Игру хорошо проводить на прогулке, где ребенка окружает множество объектов природы. Родитель задает вопрос: «Кем будет (или чем будет) семечко, шишка, мука, глина, железо, ребенок, гусеница, зерно и т.д.»
Желательно, где это возможно, при обсуждении указывать ребенку на многовариантность ответов.
Пример.
Кем (чем) будет яйцо?
Ответ: птенцом, курицей, может быть — яичницей. Из яйца может вылупиться черепаха, крокодил, змея или птица...
Вариант игры. «Кем была прежде птица?»
Ребенок должен ответить, учитывая логическую цепочку: птица — птенчик — яйцо.
(Кем была рыба? — Икринкой.
Собака? — Щенком.
Лягушка? — Головастиком.
Бабочка? — Гусеницей.
Рубашка? — Тканью, льном, семенем...)
Назначение. У ребенка развивается мышление, способность логически связывать переход одного качества в другое; расширяется словарный запас и знания об окружающем мире.
из книги Р.Ю. Киркос. Православное воспитание детей дошкольного возраста |