Литургия оглашенных (вступительная часть Литургии)
Св. Иустин Мученик писал о Евхаристии:
"Эта трапеза у нас называется Благодарением, и никому не позволяется участвовать в ней, кроме тех, кто верует в истину учения нашего и омылся крещением во оставление грехов и возрождение и живет так, как заповедал Христос" (25).
Люди некрещеные или готовящиеся к принятию крещения допускались только к вводной части Литургии, предваряющей само таинство.
Отсюда ее название - "Литургия оглашенных", то есть тех, кто проходит подготовку к вступлению в Церковь ("оглашение" - греч. катехизация).
Во дни земной жизни Христа большинство молитв начинали, благословляя имя Божие (нередко молитвы назывались просто "благословениями").
Точно так же и Литургия открывается возгласом священника: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков".
По возгласе следует "Великая ектения", а затем антифонно, то есть на два хора, поют благодарственные псалмы, разделяя их малой ектенией.
Благослови, душе моя. Господа.
Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его.
Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его...
Пс. 102
Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем; пою Богу моему, дондеже есмь...
Пс. 145
Благодарственная молитва - самая прекрасная и чистая.
Она не ищет своего, не просит, а - переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека.
За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и Слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить, - за все это благодарит человек.
Мы слишком часто сосредоточены на темных сторонах жизни и забываем о том добром, что дано нам в этом мире; и слова библейских антифонов
напоминают нам о благодарности Отцу.
Третьему антифону предшествует гимн "Единородный Сыне", сложенный в VI веке, в эпоху последних Вселенских Соборов, утвердивших тайну двуединой природы Христа как Богочеловека.
Сам же антифон состоит из "обетовании блаженств" (Мф 5,3-12), которые обещают вход в Царство Божие всем, кто презрел гордыню мира, его вражду, неправду, нечистоту.
Этими обетованиями начинается Нагорная проповедь Спасителя, обращенная к нищим духом, алчущим правды, чистым сердцем, миротворцам, гонимым за истину...
Христос называет их "блаженными", то есть обретшими высшую радость, высшее счастье.
При пении третьего антифона открываются царские врата.
В древности этому моменту соответствовало внесение Евангелия в алтарь, но поскольку в последние века оно уже постоянно находится на престоле, то "вход с Евангелием" совершается иначе.
Его выносят через северные двери; на амвоне священник (или диакон), стоя лицом к востоку, возглашает: "Премудрость, прости!", то есть призывает сидящих подняться и приготовиться слушать чтение*.
Когда Евангелие полагается на престоле, хор поет тропари храма и праздника.
------------------------------------------------------------------------
* В древние времена на богослужебных собраниях было принято сидеть.
Чтение Слова Божия - один из древнейших элементов христианского богослужения.
Оно было обязательным еще на молитвенных собраниях в эпоху Ветхого Завета.
В I веке "Писанием" для Церкви были только ветхозаветные книги.
Но с начала II века к ним стали добавлять выдержки из "апостольских писаний".
В настоящее время за Литургией читают только новозаветные тексты.  Сначала звучит отрывок из "Апостола", той части Библии, которая состоит из Деяний и Посланий.
С V века в Византии чтение было принято предварять гимном: "Святый Боже..."
В воскресные и праздничные дни Евангелие читают на амвоне, а в будни - на престоле*.
Речитативное (псалмодическое) чтение - обычай, как мы говорили, очень древний.
Так читалось, или почти пелось, Писание еще в дохристианские времена.
Вероятно, и само Евангелие возникло как книга, предназначенная для такого богослужебного чтения.
В старину, по примеру ветхозаветных толкователей, священник говорил проповедь непосредственно вслед за чтением Евангелия, но в современной Русской церкви проповедь, как правило, произносится в конце Литургии.
------------------------------------------------------------------------
* Апостол читает чтец, а Евангелие - диакон или священник.
После чтения Нового Завета следует ектения, содержащая призыв к молитве за Церковь, за Предстоятеля, за живых и умерших.
Обычно записки, прочитанные на проскомидии, читаются еще раз вслух.
Непривычному человеку это порой утомительное перечисление имен может показаться чем-то бессмысленным.
Но надо помнить, что обилие записок связано с недостаточным количеством храмов.
И кроме того, проскомидия совершается при закрытом алтаре, а люди хотят слышать чтение поданных ими записок.
Вместе с тем в этом множестве имен есть своя значительность.
Молитва как бы включает в себя всю Церковь в ее духовном единстве и индивидуальном многообразии.
Тот, кто стоит в храме, может в этот момент вспомнить своих близких и тех людей, за которых некому молиться.
Затем при закрытых вратах начинается молитва об оглашенных.
В некоторых Восточных церквах (например, в Греческой) ее опускают ввиду того, что большинство населения крещено с детства.
Но у нас положение иное.
Своего рода "оглашенные" (близкие к крещению или готовящиеся к нему) в нашей стране далеко не редкость.
Патриарх Пимен в свое время справедливо заметил: "Если мы не можем их оглашать, то хотя бы молиться за них должны"*.
------------------------------------------------------------------------
* Речь идет об отсутствии специальных "огласительных школ" при храмах.
Однако "оглашение", то есть наставление неофитов в вере, в какой-то степени может осуществляться приходскими священниками.
Такое наставление взрослых завершается перед крещением обрядом "оглашения", чин которого содержится в Требнике.
В это время уместно молиться за тех, в ком еще только начался поворот к вере.
После ектений об "оглашенных" раздается возглас, призывающий их покинуть храм*.
Экзотерическая, открытая для всех, часть Литургии заканчивается.
------------------------------------------------------------------------
* Если есть возможность, следует заранее разъяснять это некрещеным, которые присутствуют на службе.
__________________________________________________________
25 Св. Иустин. I Апология, 66.
Продолжение: Литургия верных. Анафора
|