Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Богослужения >> Объяснение Божественной литургии Иоанна Златоуста (краткое)
Объяснение Божественной литургии Иоанна Златоуста
Божественная Литургия, Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора, 2009 г.
Читайте также:


Александр Мень.
Православное богослужение. Таинство, слово и образ

Глава III. Литургия

 


Литургия верных. Анафора

В библейском откровении о Боге парадоксальным образом сочетаются две истины.
С одной стороны - Сущий неисповедим и несоизмерим с человеком.
Он "пребывает во свете неприступном", Его мысль непохожа на мысль смертного, природа Его - "Опаляющий огонь".
С другой стороны - Он близок к людям, которых возлюбил, и сопровождает верных в их скитаниях по земле.

При Моисее символом этой близости был священный ковчег, украшенный фигурами крылатых существ - херувимов*.
О ней же напоминали огромные изваяния херувимов в Иерусалимском Храме.
В видении пророка Иезекииля небесный ковчег, несомый херувимами, служил утешением "остатку" праведных, живших в изгнании.
Бог не покинул их. Его колесница следует за ними в чужую языческую страну.
После гибели Храма Он Сам становится "святилищем" для верных(26).
----------------------------------------------------------------------
* Херувимы - олицетворение тварных космических сил, служащих Богу.

Ковчег как бы изображал престол (трон) Незримого.

Эти библейские прообразы оживают в новозаветной Литургии.
Как некогда херувимы влекли колесницу Божию, так и ныне Церковь, вознося на престол хлеб и вино Евхаристии, исповедует присутствие Христа на путях ее исторического странствия.
Открываются царские врата. Хор поет "Херувимскую песнь".
В русском переводе она звучит так:
Таинственно изображая херувимов
и животворящей Троице
трисвятую песнь воспевая,
всякое ныне житейское
отложим попечение...
Под это пение служащие переносят потир и дискос с Предложением на престол, поминая Предстоятеля Церкви, епископа, молящихся и всех христиан.
Песнь оканчивается словами:
...дабы вознести Царя всех, невидимо носимого ангельскими чинами*.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
--------------------------------------------------------------------
* Сонм ангелов невидимо сопровождает Сына Божия и поет ему хвалу; "дориносима" - носима на копьях (во время триумфа римские войска высоко поднимали победителя на щите, носимом на копьях).

Великий вход со святыми Дарами, что обозначает шествие Господа на крестные страдания.Верующие присоединяются к ангелам, прославляющим Христа, Победителя греха и смерти, "грядущего на вольную страсть нашего ради спасения".
Это торжественное начало "Литургии верных" (Великий вход) некоторые принимают за самый важный момент службы.
Ошибка объясняется тем, что само таинство Евхаристии происходит при затворенных царских вратах, хотя и с открытой завесой*.
----------------------------------------------------------------
* Есть первые признаки того, что этот обычай, плохо согласующийся с самим духом Евхаристии, будет со временем упразднен.
Например, некоторые русские епископы уже делают попытки отказаться от него и разрешают священникам открывать врата на всю Литургию.
    x x x
После Херувимской царские врата закрываются и произносится ектения ("Исполним* молитву нашу Господеве..."),
и в знак того, что присутствуют только люди, принявшие крещение, все читают (или обычно поют) Символ веры.
Перед тем в древности храм запирался, чтобы ничто не могло нарушить ход священнодействия (об этом напоминает возглас: "Двери, двери!").
------------------------------------------------------------------------
* "Исполним" значит завершим.

Наш "Символ" был написан только в IV веке. А какой употреблялся раньше?
По-видимому, вначале он сводился к исповеданию новокрещаемого:
"Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий" (Деян 8,37).

Апостол Павел дает более развернутую формулу исповедания веры в Иисуса Христа,
"Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых" (Рим 1,3-4).

В самом начале II века св. Игнатий Богоносец утверждает веру в
"Иисуса Христа, Который произошел из рода Давидова от Марии,
истинно родился, ел и пил,
истинно был осужден при Понтии Пилате,
истинно был распят и умер,
в виду небесных, земных и преисподних,
Который истинно воскрес из мертвых,
так как Его воскресил Отец Его,
Который подобным образом воскресит и нас,
верующих в Иисуса Христа" (27).

Сто с лишним лет спустя св. Ипполит Римский так передает крещальный "Символ":
Верую в Бога Отца Всемогущего.
Верую в Иисуса Христа, Сына Божия,
рожденного от Духа Святого и от Девы Марии,
распятого при Понтии Пилате, и умершего (и погребенного),
и воскресшего в третий день живым из мертвых,
и вознесшегося на небеса,
и пребывающего одесную Отца,
и паки грядущего судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого,
и во Святую Церковь, и в воскресение плоти (28).

В 325 году на Первом Вселенском Соборе был принят "Символ", написанный Евсевием Кесарийским, а в 381 году он был дополнен на Втором Вселенском Соборе.
Содержания и смысла этого никео-царьградского "Символа веры" мы коснемся ниже*.
-----------------------------------------------------
*См. гл. VI По свидетельству св. Иустина, христиане, приступая к таинству Благодарения, "приветствовали друг друга лобзанием".
Этот обычай связан со словами Господа, повелевшего идти к жертвеннику, только примирившись с братом (Мф 5,23-24).
Теперь из-за множества народа "целование мира" совершают священники в алтаре.



Анафора - сердце, ядро, вершина Литургии.
Читает ее священник, которому отвечает хор.
Уже давно евхаристические молитвы принято произносить вполголоса.
Поэтому анафора доходит до молящихся в урезанном виде: громко звучат лишь последние слова молитв, чтобы поющие знали, когда отвечать священнику. "Великая тайна, - говорит протопресвитер Н. Афанасьев, - совершается в алтаре, но верные в совершении ее не имеют участия"(29).

Между тем Евхаристия есть служение всех предстоящих, которые творят бескровную Жертву руками иерея.
До тех пор, пока невозможен возврат к древней практике, каждому верующему нужно знать молитвы анафоры или даже иметь их перед собой во время богослужения.
Возглас
"Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!"
(Будем достойно, с благоговейным трепетом и сосредоточенностью, приносить в мире святое возношение)
напоминает нам о всеобщем участии в евхаристическом действе.
В этот момент в храме должна установиться полная тишина.

Как то бывало на молитвенных вечерях библейских времен, предстоятель обращается к собравшимся, а от их лица ему отвечает хор...
- Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами!
- И со духом твоим.
- Горе имеим сердца! (Вознесем сердца свои ввысь!)
- Имамы ко Господу.
- БЛАГОДАРИМ ГОСПОДА!
Вот оно - Благодарение, Евхаристия...

Хор поет:
"Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней".
В это время священник в алтаре читает благодарственную молитву анафоры; в ней прославляется Творец, сокрытый в тайне, Который создал мир и человека. Который возводит верных в небесную славу.
Все мироздание - видимый и невидимый космос - сливается в общей осанне: мириады светил, небо и земля, льды и бездны, цветы и все дышащее, человеческий род и сонмы духовных сил*.
------------------------------------------------------------------------
* Ниже основной текст анафоры дается в русском переводе с греческого; "возгласы" - курсивом, слова хора - прописными буквами (и то и другое - по-славянски).

Достойно и праведно
воспевать, и благословлять,
славить, и благодарить,
и поклоняться Тебе;
владычество Твое - повсюду.
Ибо Ты еси Бог неизреченный,
невместимый, незримый,
непостижимый, неизменный и вечный,
Ты, и Единородный Твой Сын,
и Дух Твой Святой.
Ты из небытия вызвал к бытию нас
и отпадших вернул, не отверг,
но совершил все,
чтобы на небеса возвести нас,
и даровал нам Твое грядущее Царство.
За все сие благодарим Тебя,
и Единородного Сына Твоего,
и Святого Духа Твоего:
за все, что мы ведаем и не ведаем,
за явные и неявные благодеяния Твои,
бывшие нам.
Благодарим Тебя и за Литургию сию,
которую Ты благоволил принять из рук наших,
хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов,
и мириады ангелов,
Херувимы и Серафимы
шестикрылые, многоокие,
воспаряющие, окрыленные,
победную песнь
поюще, вопиюще,
взывающе и глаголюще...
СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ САВАОФ!
ИСПОЛНЬ НЕБО И ЗЕМЛЯ СЛАВЫ ТВОЕЯ,
ОСАННА В ВЫШНИХ,
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
ОСАННА В ВЫШНИХ!

Гимн "Свят, Свят...", взятый из видения пророка Исаии (гл. 6), звучал уже в общих молитвах ветхозаветной Церкви.
Внимая ему, мы, стоящие сегодня в храме, как бы включаемся в торжество Вселенной, слышим голоса нездешних сил, слышим биение сердца всей твари, которая нескончаемым потоком несется к подножию Безмерного и Неизреченного...

Между тем священник продолжает славословие, вспоминая о спасении, пришедшем от Триединого Бога через Иисуса Христа.

С сими блаженными силами
и мы, Владыко Человеколюбче,
восклицаем и говорим:
Свят и пресвят еси Ты,
и Единородный Твой Сын,
и Дух Твой Святой.
Свят еси и пресвят,
и величия исполнена слава Твоя.,
Ты так возлюбил Свой мир,
что Сына Своего Единородного отдал,
дабы всякий верующий в Него не погиб,
но имел жизнь вечную.
Он пришел
и, все устроение о нас исполнив,
в ночь, когда был предан
(вернее, Сам Себя предал ради жизни мира),
взявши хлеб
во святые Свои и пречистые и непорочные руки,
возблагодарив, благословив,
освятив, преломив,
дав святым Своим ученикам и апостолам,
сказал:
приимите, ядите,
сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое
во оставление грехов.
Аминь.
Также и чашу после вечери (взял), говоря:
пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая
во оставление грехов.
Аминь.
Вспоминая спасительную сию заповедь*
и все, ради нас бывшее:
крест, гроб, тридневное воскресение,
на небеса восхождение
и одесную пребывание,
второе и славное Твое пришествие,
Твоя от Твоих Тебе приносяще
о всех и за вся.
---------------------------------------------
* "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк 19,22).


Мы - на Тайной Вечери, и том доме, где под покровом ночи совершилось заключение Нового Завета.
Сам Иисус стоит в этот миг перед престолом.
Священник поднимает потир и дискос. Сверкает чаша над красным платом.
"Твоя от Твоих..."
Плоть мира, труд мира, радость мира.
Тяжелые грозди винограда под бледным небом, золотистое море пшеницы.
Тайна бытия, тайна жизни. И во всем этом Бог...

Воздев руки, молится священник о ниспослании Духа на Церковь и на священную ее Трапезу.
Приносим Тебе
сию словесную и бескровную службу
и просим, молим и взываем:
Ниспосли Духа Твоего Святого на нас
и на предлежащие дары сия.
Господи! Пресвятого Твоего Духа
в третий час апостолам Твоим ниспославший,
не отними Его от нас, Благий,
но обнови нас, молящихся Тебе...

Он крестообразно осеняет дискос со словами:
"Сотвори хлеб сей честным Телом Христа Твоего, аминь"
и потир, говоря:
"А то, что в чаше сей, - честною Кровию Христа Твоего, аминь",
а потом - всю Трапезу:
"Преложив Духом Твоим Святым, аминь, аминь, аминь!"
Таинство свершилось.

Уже не просто хлеб и вино на престоле, Они - мистическая Кровь и Плоть Богочеловека, пришедшего в мир.
Алтарь храма становится одновременно и сионской горницей и Голгофой...
Священник склоняется перед знаком реального присутствия Христова, перед "небесным Хлебом", питающим Церковь, - Святыми Дарами и молится, чтобы причастники обрели в Них трезвение души, оставление грехов, общение с Духом Твоим Святым, наступление Царства Небесного.
Да не будет им в осуждение дерзновенное к Тебе приближение...
Все это время хор поет евхаристический гимн:
ТЕБЕ ПОЕМ, ТЕБЕ БЛАГОСЛОВИМ,
ТЕБЕ БЛАГОДАРИМ,ГОСПОДИ,
И МОЛИМ ТИ СЯ, БОЖЕ НАШ.

По освящении Даров иерей произносит молитву о том, чтобы причастие стало для нас залогом спасения, ибо через него мы имеем единение со Христом.
... Еще приносим Тебе
сие словесное служение
и жертву хвалы,
имея через Христа общение
и ублажая праотцев, отцов,
патриархов, пророков,
апостолов, проповедников,
евангелистов, мучеников,
подвижников и всякого праведника,
в вере достигшего совершенства,
особенно же Пресвятую, Пречистую,
Преблагословенную, Славную
Владычицу нашу Богородицу
и Приснодеву Марию*.
----------------------------------------------------------
* По-славянски: "Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии".

И хор поет прославление Богоматери: "Достойно есть..." .
Священник поминает в молитве предстоятеля своей церкви, молится за собратьев, за землю свою.
Вечеря Христова объединяет "ВСЕХ И ВСЯ".

- И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
- Аминь.
- И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.
- И со духом твоим.

Далее следует ектения, завершающаяся словами:
"И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небеснаго Бога Отца, и глаголати: ОТЧЕ НАШ..."

Молитву Господню обычно поют все находящиеся в храме.

"По совершении сего, - пишет св. Кирилл Иерусалимский, - говорит иерей:
"Святая святым".

Святая суть предлежащие Дары, принявшие наитие Святого Духа.
Святы и вы, сподобившиеся Духа Святого"(30).
    x x x
Завеса закрывается.
Священник разделяет Агнец на четыре части, одну из которых сразу же погружает в потир*.
После этого он и диакон приступают к принятию Св. Тайн.
Они причащаются так, как принято было в древней Церкви.
"Приходи, - читаем мы у св. Кирилла, - не с простертыми руками и не с разведенными перстами приступай: но, левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши ладонь, приими Тело Христово, и тут же скажи "аминь"...
Потом, по причащении Тела Христова, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклоняясь"(31).
Мирян в настоящее время ради удобства причащают "лжицей".
---------------------------------------------------------------------------
* Второй частью приобщается священник; третья и четвертая разрезаются "копьем" и погружаются в чашу для причащения мирян.

Причащение Святых ТаинОтцы Церкви считали грехом, если человек был на Литургии и ушел, не причастившись.
Но постепенно обычай частого причащения стали забывать.
Кончилось тем, что до революции люди принимали Св. Тайны раз в год (постом) или перед смертью.
Оправдывалось это "недостоинством".
Но такое объяснение отвергнуто Отцами Церкви. Св. Иоанн Златоуст писал:
"Приступая к причащению через год, неужели ты думаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за все время?...
Ты шутишь, человек! Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам"(32).
В наши дни Русская Православная церковь постепенно возвращается к практике частого причащения.
В связи с этим наш известный литургист Н. Д. Успенский писал:
"Для оздоровления евхаристической жизни Церкви не требуется литургических реформ или ломки благочестивых традиций, сложившихся в той или иной поместной церкви.
Нужно пастырское назидание народа, раскрытие перед ним значения Евхаристии как Жертвы Христовой и того, что ожидает от нас стучащийся в двери сердца нашего Христос"(33).
    x x x
После пения "запричастного стиха"* и чтения молитв ко причащению царские врата открываются и священник с чашей выходит на амвон.
Он читает молитву св. Иоанна Златоуста:
Верую, Господи, и исповедую,
яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго,
пришедый в мир грешныя спасти,
от нихже первый есмь аз.
Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое
и сия есть самая честная Кровь Твоя.
Молюся убо Тебе:
помилуй мя и прости ми прегрешения моя,
вольная и невольная, яже словом, яже делом,
яже ведением и неведением;
и сподоби мя неосужденно причаститися
пречистых Твоих Таинств,
во оставление грехов и в жизнь вечную.
Аминь.

Вечери Твоея тайныя днесь.
Сыне Божий, причастника мя приими:
не бо врагом Твоим тайну повем,
ни лобзания Ти дам, яко Иуда,
но, яко разбойник, исповедаю Тя:
помяни мя. Господи,
во Царствии Твоем.

---------------------------------------------------------------------
*"Запричастный стих" поется ар время причащения духовенства.

Подходя к Трапезе Господней, руки складывают крестообразно на груди и называют свое имя.
После принятия Св. Тайн в воспоминание братской вечери причастникам дают "теплоту" (вино, разбавленное водой) и частицу просфоры*.
---------------------------------------------------------------------
* В память об "агапах".
    x x x
Благословив народ, иерей в последний раз выносит Чашу, и все склоняются перед ней.
Поминальные частицы, вынутые из просфор и лежащие на дискосе, погружаются в потир со словами:
"Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею, честною, молитвами святых Твоих".
Св. Дары ставятся на жертвенник, антиминс складывается, священник произносит благодарственную ектению.
"С миром изыдем!"

- этим возгласом Литургия завершается.
Священник читает перед амвоном последнюю (заамвонную) молитву и совершает "отпуст" - общее благословение с перечислением святых храма или праздника.
Молящиеся подходят к священнику, чтобы приложиться ко кресту, который во время службы находился на престоле*.

______________________________________________________________________________________________________

26 См.: Э. Светлов. Вестники Царства Божия. Брюссель, 1972, с. 274 сл. - имеется в виду V том шеститомника "В поисках пути, истины и жизни", изданный под псевдонимом Э.Светлов. (прим. ред.)

27 Св. Игнатий. Послание к траллийцам, IX.

28 Св. Ипполит. Апостольское Предание, XXI.

29 Н. Афанасьев. Трапеза Господня, с. 84. «Тайное» чтение молитв анафоры входило в церковную практику постепенно, начиная с IV в. Однако еще в VI в. этот обычай не был принят в качестве нормы. В 567 г. в Византии был даже издан указ, повелевающий иереям произносить слова анафоры «голосом, который был бы слышим верным народом» (цит. по сборн.: Живое Предание, Париж, 1937, с. 179). Видный ленинградский богослов прот. Ливерий Воронов отмечает, что правило читать молитвы Евхаристии вполголоса или про себя было связано с «понижением уровня духовной жизни». Пока же эта практика сохраняется, о. Ливерий рекомендует священникам произносить слова анафоры «вслух всех благоговейно присутствующих и молящихся в алтаре, а также раскрывать перед своей паствой, посредством проповеди, духовную красоту и богатство святоотеческого литургического богомыслия, воплощенного в словах евхаристических молитв» (прот. Л. Воронов. К вопросу о так называемом «тайном» чтении священнослужителем евхаристических молитв во время божественной Литургии. — Богословские Труды. Сб. 5. М., 1968, с. 178).

30 Св. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные слова, V, 19.

31 Там же, V, 21.

32 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея, 85.

33 Н. Д. Успенский. Анафора, с. 145.




Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Объяснение Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 31