Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 191 май 2018 г. >> Хотите иметь счастливую семью – ежедневно трудитесь над этим. Интервью с о.Максимом (5)

Хотите иметь счастливую семью – ежедневно трудитесь над этим. Интервью с о.Максимом (5)

Читайте также:


Из интервью с протоиереем Макимом Бойко
 (полный текст на сайте храма 6.12.2017)


О.М. – Ещё о духовной работе. Понуждать себя к ежедневному служению семье в мелочах.

Е.Е. – «В мелочах» – ключевое слово.


О.М. – Да, я думаю, что ключевое слово – «в мелочах».

Е.Е.< – И «ежедневно».

О.М. – Возможно, Заставить детей поставить обувь на место, заставить детей убрать за собой.
Если дети заняты уроками – самому встать и вымыть посуду или развесить вещи, когда кто-то занят, на балконе.
То есть, в самых мелочах.
Как у апостола Павла написано: «Носите тяготы друг друга, и таким образом исполните закон Христов». 

Вот то, что я мог сконцентрировать в четырёх или пяти пунктах.
Суть духовной работы над собой в семье, чтобы был результат.
Никакое окормление не может сводиться к сеансу психоанализа: поковыряться в себе.
Когда я общаюсь с людьми, иногда складывается впечатление, что они либо пришли поплакаться на жизнь, либо пожаловаться на мужа, либо на детей.
Желания нет в дальнейшем работать над собой. Никто со страстями не собираются бороться личными.
Никто не собирается трудиться над собой, чтобы что-то изменить.
Понятно, что большинство людей приходит уже с застывшими, наболевшими проблемами, с ранами, когда возможно только плакать.
Но, тем не менее, в любом состоянии есть место подвигу.


Е.Е. – Подвигу – как движению вперёд. И выход есть.


О.М. – Безусловно. Всегда есть место подвигу.
Допустим, если нет контакта с детьми, и ты виноват в том, что ты чего-то не дал им, что они чувствуют себя недолюбленными, сейчас научись их любить.
Научись любить, не говоря им о том, что они ведут себя ненормально.
Просто веди себя в отношении с ними так, чтобы они сами об этом поняли, что это свинство.
Здесь не всегда хватает рассуждения.
Приходят, например, старые – взрослые – мамы и говорят: «Вот, я опять поругалась с сыном или с дочерью».
Я говорю: «Хорошо. А не поздно ли вы ругались? Время пошло уже. Вы чувствуете, что у вас нет контакта, что Вас не слышат?».
А когда человек не слышит, стоит ли вносить в уши? Надо сначала, чтобы ушные раковины раскрылись.
Это кратко, что я могу сказать. В любом случае, труд, труд и труд.
Иначе всё окормление с духовником сведётся к психоанализу.
А если уже есть незаживающие раны, то извините, духовник не фокусник.

Об этом и будем говорить: в чём роль духовника. Очень обширная тема.


Е.Е. – Давайте поговорим.

О.М. – Первый момент, который человек, приходящий со своими семейными проблемами к духовнику, должен понимать, что духовник – не гуру, от которого следует ждать ответа на все жизненные или духовные вопросы.
Духовник не обязан быть прозорливым. И предвидеть все возможные проблемы вашей семьи.
Это очень важно, потому что очень многие, в особенности в паломничестве, в монастырях, и в Троице-Сергиеву Лавру едут – повсеместно, именно за этим едут.

Главное – чтобы духовник обладал даром рассудительности
. И опытом окормления семейных пар.
Вопрос, как найти этого рассудительного человека.
Для этого есть понятие рецепции Священного Писания и предания.
То есть, важно, чтобы человек ничего такого, что противоречит Священному Писанию, не делал.
Существуют святоотеческие наставления семейным: молодожёнам, семьям.
Я подобрал цитаты из Иоанна Кронштадтского праведного, Алексея Мечёва праведника Московского, Феофана Вышенского и Паисия Святогорца, Иоанна Златоуста.
То есть, всегда есть ориентир на идеал.
Поэтому всегда нужно сопоставить: если нет диссонанса, то вы в нужной лодке.

И, конечно же, более авторитетно, чем перечисленные имена, апостольское предание.
Для нас апостолы – столпы известные. У ап. Петра это 3-я глава женам и мужьям.
Чаще открывайте 3-ю главу послания апостола Петра и читайте
.
Тогда для вас общение с духовником сведётся к откровению помыслов и врачеванию каких-то порывов души.
Ориентиры будут задавать апостолы.
Там написано, как должна вести себя жена: «Жёны, да будут вашим украшением не внешнее плетение волос».
Отсюда вопросы моды, которые переплывают в вопросы финансов и другие: у кого сколько туфель, юбок и т.д.
Вопросы мужьям – там тоже у апостола написано: «Обращайтесь как с немощными сосудами».

Надо не абстрактно читать Священное Писание
, как у нас читают.
Тебя волнуют проблемы семейной жизни – открывай 3-ю главу апостола Петра, 1-ю главу послания к Коринфянам – там всё написано
.
Там всё урегулировано. Вопросы интимной жизни, вопросы жизни с неверующим человеком.
Потому что у нас так: «Ага, муж неверующий – всё, я иду в монастырь
А ты читала наставления апостола?
Может ты вообще занимаешься отсебятиной. Ничего хорошего из этого не будет.
Ориентиры вот: батюшка рассудительный, опытный?
Проверьте по тем главам, которые я вам назвал. Если он в духе апостольском, можете не сомневаться, слушать. Будет только польза.
Если где-то что-то батюшка начинает говорить не в духе апостольском – не стесняйтесь его не слушать.
Для Вас авторитетней мнение такого человека как апостол Павел, который был поднят до третьего неба, или батюшки, который говорит, не имея ни опыта, ни рассудительности?
Поэтому нужно всегда опираться на авторитеты Предания и Священного Писания.

Вот то, о чём я говорил в предыдущих вопросах по поводу перегибов, крайностей.
Важно, чтобы духовный наставник семьи не был ригористом в отношении семьи, скептиком.
Это я такой термин употребляю.


Е.Е. – «Ригоризм» – это «жёсткость». В переводе с латыни это «жёсткий», «однозначный».

О.М. – Что я в такой термин вкладываю.
Каждый священник имеет либо положительный опыт семейной жизни, либо отрицательный.
Не имеет значения – монах или семейный человек.
Допустим, монах, который не имел семьи, но жил в счастливой семье, или монах, который имел семью, как вот у нас Владыка Лонгин (Жар), у него было трое детей, и он стал монахом, епископом.
Это только положительный опыт, принесённый из семьи. Неважно, ты был белым священником и стал монахом.


Е.Е. – Хотя опыт родной семьи Владыки Лонгина – более чем плачевный. Отец, который их оставил, мама рано умерла.

О.М. – И, тем не менее, у него, значит, был опыт личной семьи.
Я говорю о том, что это неважно – где это положительное привито: в твоей собственной семье папы и мамы или у тебя привито с женой твоей.
Потому что есть несчастные люди, которые идут в монастырь, становятся монахами, исповедуют людей и говорят вещи, совершенно противоречащие духу Предания и Священного Писания.
И только потому, что они сами глубоко несчастны.
Они недолюблены, о чём мы говорили ранее.

 

Беседовала Евгения Ерёменко17 ноября 2017 г.;
иконы письма матушки Инны Бойко

 

Продолжение следует


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2018 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 13