Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 201 март 2019 г. >> Культура речи в семье (1)

Культура речи в семье (1)


Читайте также:

(Лекция профессора Н.А. Дьячковой)



Культура речи – это одна из составляющих общей культуры человека, которая проявляется в том, как человек говорит.
Культура речи – это степень владения человеком родным языком, это качество его речевого поведения. 
Речевое поведение обычно оценивают в двух аспектах – нормативном и этическом.


Нормативный аспект речевого поведения

Норма – это то, как правильно произносить и писать слова, строить предложения.
Нормы вырабатываются в процессе развития языка и фиксируются учеными в специальных изданиях.
Нормативный аспект культуры речи всегда волнует тех, кто не равнодушен к родному языку.
Как правильно: кв'артал или кварт'ал? Вкл'ючим или включ'им?
Почему нельзя говорить «я извиняюсь», «я кушаю»?
Человек, владеющий нормами литературного языка, никогда не скажет: п'оняла, красив'ее, компроментировать.


Этический аспект речевого поведения

Речь должна соответствовать не только акцентологическим, орфоэпическим, лексическим и грамматическим нормам, но и этическим, то есть она не должна противоречить правилам поведения, принятым в обществе.
Говорить о культуре речи с этической точки зрения –  это значит отвечать на вопросы: «чем опасна грубая, вульгарная речь?», «можно ли употреблять жаргонные слова?», «почему нельзя материться?».
Например, употребляя слово «морда», мы не нарушаем норму собственно языковую.
А вот этическую норму можем нарушить. Обратимся к толковому словарю.
Если слово «морда» мы употребим, говоря о животном, то всё хорошо, словарь не дает нам в этом случае никаких помет.
Если скажем так о лице человека, то нарушение нормы будет: словарь предупреждает нас пометой «грубо», а если мордой назовём человека (у, морда!), то это будет бранью: словарь в этом случае даёт помету «бранно».
О мате и говорить не приходится: не зря же матерную лексику называют обсценной, или непристойной, а также табуированной, то есть находящейся под запретом.
Произнося грубые, вульгарные, матерные слова, мы нарушаем этические нормы, то есть нормы приличного поведения, принятые в обществе.


Духовный аспект речевого поведения

Однако для людей верующих, то есть тех, кто стремится жить по евангельским заповедям, существенным является и духовный аспект нашей речи.
Они знают, что существуют духовные законы, которые действуют столь же неизменно, как и  законы физические.
И один из духовных законов такой:

зло, которое ты причинил другому, ты причинил себе, добро, которое ты сделал другому, ты сделал себе.
В применении к речевому поведению этот закон действует так: если ты назвал кого-либо нехорошим словом, нагрубил ближнему, ты согрешил, то есть сделал нечто такое, за что будешь наказан.
Этот строгий закон, запрещающий оскорблять ближнего, установлен Самим Богом:
«Кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Матф. 5:22). 
Но нельзя не только обзывать ближнего, но и произносить грубые слова.
«Слово гнилое да не исходит из уст ваших», – говорит апостол Павел, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф., 4: 29, 30).
И там же он продолжает:
«И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас
» (Еф., 4:31).
Оскорбляя людей (а если сквернословим, то оскорбляем и Бога, и Божию Мать), мы тем самым навлекаем беду на себя.

Иоанн Златоуст писал:
«Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает…». 
Нельзя и пустословить, так как за каждое слово мы дадим ответ на Страшном Суде. В Священном Писании есть такие слова:
«...ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мтф. 12:36-37).
Итак, в повседневной жизни, в семье, мы должны соблюдать собственно языковые и этические нормы.
И, конечно, должны помнить о существовании духовных законов и о том, что слово – это совсем не пустяк.
Именно в семье мы должны соблюдать эти законы, потому что заповедь о любви к ближнему мы можем исполнить, прежде всего, по отношению к своим самым близким людям, то есть к членам своей семьи.
Говоря грубые, непристойные слова, мы лишаем своих близких душевного мира, соблазняем их, а в Священном Писании сказано:
«… горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф.18:7).
Речь, которую слышит ребёнок, влияет на формирование его личности.
Основы личности, – говорят психологи, – формируются до 5 лет.
Дальше начинают складываться мировоззрение, взгляд на мир, отношение к людям, общественным явлениям.
Если в раннем детстве и в школьные годы человек находится под влиянием грязных слов и вульгарных интонаций, то, конечно, он вырастет с раненой душой и болезненным характером.
Дома мы должны создать благоприятную речевую среду, такую, в которой легко и радостно живётся и детям, и старикам, и нам самим.
Однако мы не можем защитить нашего ребёнка от того, что он слышит вне стен дома: в школе, на улице, в транспорте.
Выход есть: мы можем привить ему иммунитет против грубости, словесной расхлябанности и пошлости.


Как наша речь влияет на нашу жизнь

Слова, которые мы произносим и которыми мы думаем, задают тон всей нашей жизни.
Если мы говорим грубо и думаем о грубых и низменных вещах, то такой же грубой и низменной становится наша жизнь.
Кто о чём мечтает, тот того и достигает.
Один философ сказал: «Границы моего языка есть границы моего сознания».
Если я говорю грубо, не удерживаю свой злой язык, говорю всё, что приходит мне на ум, если я не имею внутреннего цензора и не боюсь согрешить словом, то этим я ублажаю своё греховное состояние.
Я согрешаю, уязвляю себя, делаю себя слабой, а значит, не могу нести тяготы не только своих близких, но и свои собственные.
Грубой речью я оскверняю и себя, и близких, отгоняю благодать от себя самой и от своей семьи.
В минуту усталости и раздражения я могу сказать: «Блин, как меня всё достало!», а могу сказать так: «Господи, как я устала, помоги мне!» и тем самым освятить себя и свой дом призыванием Господа.  

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 13