Несколько раз в году Церковь предписывает своим чадам отменять пост в среду и пятницу. Первый мясоед в астрономическом году – это время после Рождества Христова. Радость о родившемся Богомладенце отменяет всякую скорбь и отражается на особо праздничных трапезах. Это – Святки (7–18 января н.ст.). Великому посту предшествуют подготовительные недели, когда постепенно наш стол становится всё более ограниченным: в Седмица о мытаре и фарисее мясо вкушается, а на Сырной уже исключается. После Пятидесятницы (Троицы) перед летним постом свв. апп. Петра и Павла следует Троицкая седмица.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Светлая седмица: А что у нас за Воскресением?
В самый день Пасхи мы слышим за богослужением евангельские слова:
В начале было Слово… И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его… (Ин., 1:1-14).
И в последующие дни пасхальной Светлой седмицы Церковь предлагает нам обильную духовную пищу, утверждая нас в основных понятиях о христианской духовной жизни.
Всю Светлую седмицу богослужения в храмах проходят по пасхальному чину. Православные христиане, достойно прошедшие Страстную седмицу, молившиеся на богослужениях Страстного Четверга и Страстной Пятницы, а также причастившиеся на Пасхальной Литургии в воскресенье, могут приступать без поста и исповеди (!) к Таинству Причастия всю Светлую седмицу. Правило к Причастию в данном случае заменяется лёгким и радостным чтением Пасхальных часов, которые есть в каждом обычном молитвослове!
В Понедельник Светлой седмицы мы приходим в храм и слышим в Евангелии:
Бога не видел никто и никогда… (Ин., 1:18).
Чем не ответ атеистам, утверждающим, что Бога нет лишь потому, что Его никто и никогда не видел? Только Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил (Ин., 1:18) всем Бога, так как, став Человеком, по-прежнему был Богом, и при этом обитал среди нас.
Наступает Светлый Вторник, и перед нами открывается картина душевного смятения апостолов после крестной смерти Христа. Потеряв былую веру, двое из них идут из Иерусалима в расположенное неподалеку селение Еммаус, обсуждая слухи о воскресении Христовом, в которое они не могут поверить... И Сам Христос, сперва не узнанный ими, является им на пути и укрепляет их в вере.
В Среду мы узнаем об обращении ко Христу первых Его последователей. Это не то призвание Петра, Андрея, Иакова и Иоанна, о котором рассказывают евангелисты Матфей и Лука. Мы слышим рассказ Иоанна Богослова о его первой встрече со Христом, которая была задолго до его призвания к апостольству.
Но ради чего все это? Для чего нужно быть Христовым учеником?
Зачем мы верим в Христово воскресение? Для чего Христос обитал среди нас?
Он Сам отвечает на эти вопросы в беседе с Никодимом, о которой мы слышим в Светлый Четверг:
Должно вам родиться свыше… Кто не родится от Воды и Духа, не может увидеть Царствия Божия… Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин., 3:7, 5:6).
Но плоть желает одного, а духу нужно другое.
В этом мы ещё раз убеждаемся на примере изгнания Христом торгующих из храма, о чем говорится и в Евангелии, читаемом за литургией в Светлую Пятницу.
И, наконец, наступает Суббота – последний день Светлой седмицы. В этот день мы получаем в церкви частицу Артоса – освящённого в Пасхальную ночь хлеба, который все эти дни хранится в храме возле самого алтаря, и слышим слова Иоанна Крестителя о том, что Христу, о Котором Иоанн засвидетельствовал, надлежит расти, т.е. приобретать новых и новых учеников, а ему, Иоанну, надлежит умаляться, т.е.
отойти в сторону. Так и нам нужно уметь отойти в сторону, не пытаясь заменить или дополнить собой Христа для тех, кто уверовал или укрепился в вере в Него по нашему слову.
Не поверю, пока не увижу (Ин., 20:25), – говорит апостол Фома ученикам, которым воскресший Христос явился в его отсутствие. И в первое воскресенье после Пасхи Церковь вспоминает явление Господа ученикам, собранным вместе с Фомой, которому было сказано: Ты поверил потому, что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин., 20:29).
Через день после этого – Радоница. По завершении пасхальной Светлой седмицы мы впервые особо собираемся, чтобы помянуть всех прежде усопших православных христиан, включая и наших умерших родных и близких.
Впереди – ещё четыре воскресных дня, в продолжении которых мы слышим другие назидательные чтения из Евангелия. О святых жёнах-мироносицах, с риском для себя пришедших ко Гробу, чтобы воздать последние погребальные почести мёртвому телу Христа, и первыми узнавшими о Его воскресении (этот день является «православным женским днём»).
О том, как расслабленный ожидал исцеления 38 лет, не изнемог в вере и был исцелен Господом Иисусом Христом у Овчей купели, о самарянке, которая, уверовав во Христа, оставила в жаркий южный полдень свои водоносы, чтобы рассказать о Нем жителям своего города, и о слепорожденном, проявившем удивительное мужество, отстаивая свою веру в Него перед Его врагами после того, как Христос исцелил его от слепоты.
Наконец, в среду Отдания Пасхи, мы в последний раз в этом году становимся участниками пасхального богослужения. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света – слышим мы в этот день слова Господа в евангельском чтении. – Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин., 12:26-46).
Прот. Святослав Зулин, Томск
Самая главная, древняя традиция, которая заложена самим Уставом Церкви, – это ежедневное во время Светлой седмицы посещение храма.
Духовный смысл этой традиции в том, чтобы напитаться радостью.
Это ведь можно делать не только в ночь Христова Воскресения. Пасхальная служба совершается потом в каждый из дней Светлой седмицы. И наша сердечная боль в том, что очень малое число прихожан в Светлую седмицу бывает в храмах. Богослужения проводятся при полупустых или пустых храмах. Весь пост они полны народа. Люди плачут о грехах, а выйдя из поста, покидают церковь.
Как же выходить из него по-христиански? Так, чтобы не расплескать пасхальную радость до следующей Пасхи?
Если говорить о желудочной стороне вопроса, то есть такая древняя традиция, о которой я сам только недавно услышал.
Прежде православный человек первые три дня вкушал только то, что связано с пасхальной трапезой, – яйца, кулич, пасху, и только на третий день позволял себе мясо. И тогда тело прекрасно, без скорбей выходило из поста.
Особый вопрос – злоупотребление спиртным в праздник. Здесь нужно отдавать себе отчёт, что, по большому счету, если радость Пасхи по-настоящему почувствовал, то никаких других способов увеселения тебе уже и не надо. Вино же нужно не для увеселения. Даже в пост Церковь позволяет и даже предписывает понемногу употреблять, но – для подкрепления сил. Вот что можно сказать об искушениях праздничного стола.
Но неправильно и продолжать пост, как делают иные. Нужно жить одной жизнью с Церковью: плакать, когда она плачет, радоваться, когда она радуется. Нельзя рассматривать пост как индивидуальное дело. И, конечно, он должен иметь конец. Если же пост рассматривать как воздержание от греха и зла, то в этом смысле продолжать его нужно в течение всего года.
Иерей Сергий Мельников |