|
|
Празднование памяти 5 / 18 февраля
и 9 / 22 сентября
Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех лиц и имен, кои являются
украшением и славой всей Церкви Российской.
Святитель Феодосий был одним из тех деятелей, которые, «не
высокая мудрствующе, но ведущеся смиренными» (Римл. XII, 16),
успевают сделать и для общественного блага не менее, чем великие
и сильные мира сего.
|
Феодосий родился в конце 30-х годов XVII
века в Малороссии, в благочестивой дворянской семье.
Отрок воспитывается сначала дома своими родителями в страхе
Божием и христианском благочестии, а затем в Киевской Братской Богоявленской
школе ( в стенах Киевского Братского монастыря на Подоле, впоследствии
Киевская Духовная Академия.).
Начальником и руководителем Киевской Братской школы в то время был
«великий столп церковный», архиепископ Черниговский Лазарь Баранович
(1650 - 1657 г.г.), к которому на всю жизнь свою св. Феодосий сохранил
чувства сыновнего почтения. К воспитавшей его школе святитель на
всю жизнь свою сохранил глубокую признательность, что и выразил
своими благотворениями Киевскому Братскому монастырю. Память о такой
благотворительности его сохранил для нас синодик Киевского Выдубицкого
монастыря, где сказано о св. Феодосии, что он был муж «благоразумен
и благотворящ Киевскому Братскому монастырю».
По окончании учения св. Феодосий всю свою жизнь решился
посвятить Богу.
И благочестивый пример родителей, и назидательное руководство знаменитого
учителя, и святость самого места воспитания - все это содействовало
укреплению будущего святителя в желании доброго жития. Были и другие
события, не прошедшие бесследно в его жизни и определившие по воле
Божией жребий его на земле. Несогласия, нестроения, которые он видел
в это время и среди властей своей родины, и среди даже их духовных
руководителей, побудили его взять на себя благое иго иноческого
подвига; стать в одежде воина Христова на страже Церкви Христовой
и ратовать с видимыми и невидимыми врагами ее.
Когда и где принял иночество св. Феодосий, точно неизвестно.
Несомненно только, что это было еще до 1651 года, когда Киевским
митрополитом был Дионисий (Балабан), и совершилось под влиянием
Лазаря Барановича. Преосвященный Лазарь в одном из писем своих называет
святителя Феодосия «овцою Христова стада, научавшеюся покорности
у покорного барана», т. е. самого Лазаря. Св. Феодосий дает высший
обет послушания в иноческом сане.
Вскоре по принятии им иночества, еще он многочестно трудился некоторое
время в звании архидиакона Киево-Софийского собора и наместника
митрополичьего кафедрального дома.
Киев и Малороссия в это время испытывали большие бедствия от смут,
которые произведены были противниками Богдана Хмельницкого, противниками
соединения Малой России с Москвой. К несчастью, в этих смутах приняли
самое деятельное участие и высшие духовные лица того времени. Сам
митрополит Дионисий Балабан перешел на сторону поляков, и временным
блюстителем Киевской митрополии назначен был Черниговский архиепископ
Лазарь Баранович (в октябре 1659 года) (здесь и далее даты указаны
по ст. ст.).
В это время св. Феодосий был уже в звании иеромонаха Крупицкого
Батуринского монастыря, в епархии Лазаря. Очевидно, первые подвиги
иноческого жития св. Феодосием совершаются под надзором и руководством
преосвященного Лазаря.
Св. Феодосий не идет за Дионисием к врагам православной веры и народности,
а следует за своим учителем, который хорошо понимал, что Малороссия
может быть счастлива только под защитой православного Русского Царя.
Скоро на святого Феодосия возлагается обязанность высшая - руководить
другими в подвигах иночества. В 1662 году он уже, как свидетельствует
местная Черниговская летопись, состоит в звании игумена Корсунского
монастыря. В следующем 1663 году, по смерти митрополита Дионисия,
в мае был избран духовенством Польской Украины на Киевскую митрополитию
епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Избрание состоялось в Корсуни
(ныне г. Корсунь-Шевченковский, Черкасской обл.); очень вероятно,
что Корсунский монастырь, управляемый тогда Феодосием, и был местом
избрания нового митрополита.
Как отнесся к этому избранию св. Феодосий?
Новоизбранный митрополит, «православия преславный ревнитель, веры
святыя восточныя столп непоколебимый» (так его называет известный
писатель того времени печерский архимандрит Иннокентий Гизель) своею
первоначальною деятельностью в защиту в Литве православия снискал
себе общее сочувствие православных малороссов. Но его политические
убеждения не согласны были с убеждениями Лазаря, и Московское правительство
не согласилось признать его в звании митрополита. Св. Феодосий предвидел
это и, зная, что избрание его породит новые смуты и раздоры, своего
согласия, которое могло выразиться подписью на избирательном акте,
не изъявил.
Несколько позже, состоя уже игуменом Выдубицкого монастыря, в оправдание
свое, по поводу доноса, сделанного на него епископом Мефодием (Филимоновичем),
добивавшимся митрополичьего звания, писал Киевскому воеводе: «к
Тукальскому хотя я и писал, (но) яко к архиерею, а не (как) митрополиту
писал, не именовал его пастырем своим и благословения от него не
просил есмь ни на какие дела».
В 1664 г. св. Феодосий назначается игуменом Киевского Выдубицкого
монастыря.
Сохранилось несколько сведений о деятельности св. Феодосия, как
игумена Выдубицкаго, свидетельствующих о его попечительности и ревности
по устройству дел обители. Выдубицкий монастырь неоднократно был
в руках униатов. Естественно, что от этого существовали различного
рода нестроения, разстройство внутренних порядков жизни монастырской
и внешнего материального благосостояния обители.
Устроив внутреннюю жизнь обители в духе строгого православия, св.
Феодосий с большою ревностию и усердием взялся за устройство внешнего
ее благополучия. И благодаря заботам св. Феодосия, получается гетманский
универсал, которым утверждаются за монастырем значительные поместья.
Ревностная заботливость о нуждах обители вооружила против него
иноков соседней Киево-Печерской Лавры. Печерский архимандрит Иннокентий
(Гизель), вследствие наветов некоторых монастырских управителей,
жаловался даже на него местоблюстителю митрополии Лазарю, который
по этому поводу и пишет своему бывшему ученику увещательные письма.
Не без скорби видит святитель неудовольствие своего учителя и безропотно
переносит испытание, посланное ему Богом, верно исполняя свой долг.
Но Промысл Божий устрояет все к лучшему. Оправдав себя во мнении
своего учителя, св. Феодосий еще более сблизился с ним. Сам Лазарь
обращает теперь особенное внимание на высокие качества его души
и, в письме своем к нему, в пророческом духе изъявляет Феодосию
свое желание, чтобы имя его было написано на небесах.
Любовь и доверие к св. Феодосию владыки Черниговского все более
крепнут и выражаются в том, что св. Феодосий назначается его наместником
по управлению делами Киевской митрополии. Вместе с тем, на св.
Феодосия обращается всеобщее внимание, как на человека высоких совершенств.
Именитыми людьми, духовными и светскими, с этого времени возлагаются
на него самые серьезные поручения, в том убеждении, что он, с честью
и славой для себя и пользою для самого дела, выполнит их. С этого
же времени замечается общее желание видеть его на одном из лучших
мест, где бы он был истинным светильником горящим и светящим (Иоан.
V, 35).
С 1685 года имя его делается известным в далекой Москве. На него,
как на «заслуженного малороссийской церкви», возлагается обязанность
(совместно с Переяславским игуменом Иеронимом) представить в Москве
Государям (Иоанну и Петру Алексеевичам) и Патриарху прошения от
Гетмана, малороссийского духовенства и войсковой старшины об утверждении
в звании Киевского митрополита Луцкого епископа Гедеона-Святополка,
князя Четвертинского. Посольство увенчалось успехом. Св. Феодосий,
как благопопечительный игумен, исполняя возложенное на него поручение,
ходатайствует в Москве об удовлетворении нужд своей обители.
В 1687 году умирает Елецкий (Свято-Успенский Елецкий мужской монастырь
г. Чернигова; престол Св. Успенского собора обители находится на
месте явления в 1060 г. (18 февраля н. ст.) Елецкой Чудотворной
иконы Пресвятой Богородицы. – В.) архимандрит Иоанникий Голятовский
и, по желанию преосвященного Лазаря, на его место назначается, после
24-летнего управления Выдубицким монастырем, св. Феодосий. Назначая
св. Феодосия архимандритом Елецким преосвященный Лазарь желает
иметь ближе к себе своего ученика и делает его своим помощником,
возлагая на него различные дела по управлению епархией. С этого
времени св. Феодосий делается, так сказать, правою рукою своего
архиепископа и принимает участие во всех выдающихся церковных событиях
того времени.
К этому времени делаются особенно обостренными отношения между
представителями Великороссийской Московской и Южно-Русской, Киевской
церквей.
В Москве смотрят подозрительно на Киев и всю Южную Русь, готовы
обвинить духовных руководителей ее в приверженности к католичеству
и во всяких ересях.
С начала XVII столетия, особенно же со времени присоединения Малороссии
к Москве, проникает в Москву из Киева и вообще из западной и южной
России много выходцев для занятий разных духовных и гражданских
должностей. Некоторые из них являются даже учителями юношества и
руководителями просвещения. На таких выходцев высшие духовные лица
в Москве смотрели довольно неприязненно. Еще с первой четверти XVII
века известный исторический деятель, келарь Авраамий Палицын писал:
«пришельцы из Северских и польских городов навыкли от многих еретиков,
в Украине живущих, их злым нравом и обычаем и в их веру еретическую
мнози приступивше от неведения и во всем с ними закон держаша» (Сказание
об осаде Троицкого монастыря, 45с.). Странными и еретическими казались
Москве многие церковные обряды и обычаи киевские. Ревнителей московской
старины смущала разница строя московской и малорусской жизни и сильная
польская окраска последней. Смущало и то, что православные южно-русские
архипастыри получали свое образование в западных иезуитских школах.
И некоторые из иерархов иногда действительно высказывали частные
мнения не в строго православном духе.
И вот вскоре после того, как св. Феодосий стал архимандритом Елецкого
монастыря, в Чернигове получается грамота патриарха Иоакима (29
марта 1688г.) на имя преосвященного Лазаря. Целью грамоты было «известитися,
аще (православные южной России) во всем согласны суть святей восточней
церкви». В грамоте затронут был собственно один важный по тому времени
вопрос: какого мнения преосвященный Лазарь о Флорентийском соборе,
«коея ради вины оный собор бысть и каковым обычаем начася», писалось
в грамоте. В таком же смысле была патриаршая грамота и Киевскому
митрополиту Гедеону.
В Киеве для ответа патриарху созывается собор из представителей
высшего духовенства и одному из участников его, игумену Кирилловского
монастыря, дается поручение списаться с Черниговским архимандритом
Феодосием (Углицким), чтобы узнать мнение Черниговского архипастыря,
столпа церковного, по данному вопросу.
Св. Феодосий в своем ответе исполняет обращенную к нему просьбу
и, вместе с тем, по поручению и просьбе православных участников
сбора, составляет ответную патриарху грамоту «доводне показуючи,
(что) не имеет быти той собор (Флорен.) законным каноническим собором»
и проч. Строго православный взгляд Черниговского архиепископа и
его ближайшего сотрудника должен был служить оправданием для всей
Южно-Русской церкви. Но в Москве пока не удовлетворяются ни ответной
грамотой митрополита (составленной Феодосием), ни ответной грамотой
преосвященного Лазаря. В сентябре 1688 года и в марте 1689 года
получается еще две грамоты, в которых патриарх Иоаким предлагает
православным малороссам изложить свое мнение о времени пресуществления
св. Даров.
Ответ на первую из них преосвященный Лазарь посылает (4 февраля
1689 года) с своим архимандритом Феодосием Углицким. Здесь преосвященный
Лазарь, высказывая свой православный взгляд по данному вопросу,
выражает в то же время полную готовность «поучитися от всесвятейшего
патриарха» и обещает «послушание церкви Божией и вере святой». Важность
поручения, возложенного на св. Феодосия, очевидна. Он должен был
изустно выяснить в Москве те неясности, которые были причиною недоразумения
между Москвой и Киевом. Вместе с тем поручение, данное св. Феодосию,
должно было указать на него, как на лицо, особенно доверенное, заслуживающее
особенного внимания со стороны патриарха и московского правительства.
Преосвященный Лазарь намеренно выдвигает своего достойного сотрудника,
чтобы он стал известен в Москве, как достойнейший к занятию высшей
духовной должности.
В 1690 году умирает митрополит Гедеон, и архимандрит Феодосий представляется
в числе других лиц, как достойный высокого звания - Киевского митрополита.
По избрании на этот высокий пост Печерского архимандрита Варлаама
(Ясинскаго), св. Феодосий представляется также и на его место. Но
Промысл Божий судил иначе. Св. Феодосию готовится Господом высокое
положение в Чернигов. Здесь-то он, по воле Божией, и должен был
светить светом своих добродетелей и предстательствовать за врученную
ему Богом паству, и, не при жизни своей только, в безкровной жертве
Господу, но и по смерти, как избранный раб Божий, вошедший в радость
Господа своего.
Когда св. Феодосий был поставлен Елецким архимандритом, Лазарю
в это время было уже около 70 лет, - годы преклонные, особенно для
человека такой трудовой жизни и разнообразной деятельности, какую
вел преосвященный Лазарь. Удрученный годами престарелый иерарх обращается
к Московскому патриарху с просьбой об утверждении архимандрита Феодосия
помощником своим по управлению епархией.
Феодосий уже известен был в Москве, как высоко преосвященный и
благопопечительный сотрудник своего архиепископа; слава о его добродетельной
жизни также достигла до Москвы, и патриарх, соглашаясь исполнить
просьбу Лазаря, в ответной грамоте ему вот какое мнение высказывает
о достоинствах св. Феодосия: «Мы слышали о добродетельной жизни
архимандрита Феодосия и о том, что, по управлению епархией Черниговской,
он способный и послушный помощник преосвященному архиепископу Лазарю,
уже исполненному дней, опытный в делах и в отношении нашей верности
возлюбленный сын. Потому верность наша благословляет его, архимандрита,
имеет попечение о том, дабы все дела, поручаемые ему архиепископом,
исполнять благочестиво, о имени Господа и угождать архиепископу,
как старцу, в духе послушания Христова. Если, творя доброе, окажется
он терпеливым в перенесении скорбей случайных и в исполнении должности
явится непорочным, то, когда угодно будет Богу, получит и высшее
достоинство после архиепископа». Нужно ли говорить о том, что святитель
вполне оправдал те ожидания, которые высказываются в грамоте патриарха.
Но св. Феодосий, состоя сотрудником и помощником преосвященного
Лазаря, не оставляет и своих прежних обязанностей. С усердием заботится
он о благосостоянии своей обители, которая и обогащается значительным
даром гетмана, подарившего обители село Мощонку в виде особенного
исключения, сделанного из уважения к высоким достоинствам Елецкого
архимандрита.
В 1692 году преосвященный Лазарь пожелал еще при жизни своей видеть
своего помощника в высшем святительском сане, чтобы он мог вполне
помогать ему при жизни и быть достойным ему приемником по его смерти.
В то время существовал в Малороссии обычай поставлять известное
лицо в сан святительский не иначе, как с согласия на то представителей
духовенства и именитых людей, входивших в состав его будущей паствы.
По предложению гетмана, все единогласно выразили желание видеть
Феодосия в сане святительском.
От лица народа было послано преосвященным Лазарем и гетманом прошение
о нем царю (Петру I) и патриарху. В этом прошении они указывали
на высокие достоинства будущего святителя. «Пречестный архимандрит,
писали они, муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни,
которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен
страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному
благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою».
11 сентября 1692 г. св. Феодосий, вручив клятвенное обещание, собственноручно
подписанное, «Господину святейшему кир Адриану, архиепископу Московскому
и всея России и всех северных стран патриарху», был наречен архиепископом
Чернигова и Новгородка (Новгород-Северска), а 13 сентября был
посвящен в святительский сан.
По рукоположении святитель Феодосий просил Царя, в подтверждение
его святительских прав, дать ему царскую напрестольную грамоту,
которая и была выдана ему 28 сентября, за подписью думного дьяка.
В этой грамоте, подтверждающей права Черниговских архиепископов,
предоставляется св. Феодосию право первенства между Российскими
иерархами, согласно данному при наречении клятвенному обещанию,
указывается ему зависимость не от Киевского митрополита, а от Московского
патриарха. Как первенствующий между Рссийскими иерархами, новый
Черниговский святитель получает право совершать богослужение в саккосе.
Около трех месяцев пробыл святитель Феодосий в Москве.
Возвратившись в Чернигов, он управляет делами епархии, не оставляя
и управления Елецким монастырем: состоит он «коадъюторомъ» Черниговского
архиепископа и вместе с тем архимандритом Елецкого монастыря.
Попрежнему, и до конца дней преосвященнаго Лазаря, св. Феодосий
сохраняет сыновнее почтение к покровителю своему и учителю.
Но не долго черниговская паства утешалась духовной радостию видеть
предстоящими у Престола Божия двух святителей. 3 сентября 1693 года
мирно отошел к Господу 73-х летний старец преосвященный Лазарь,
этот, по словам царя Алексия Михайловича, «радетельный о благе святой
церкви пастырь». Кончина его произвела глубокую скорбь во всей многолюдной
пастве и особенно в любившем его, как сын отца своего, святителе
Феодосии. Все спешили отдать почившему последний долг молитвами
у его гроба. Трогательный чин погребения совершил над ним святитель
Феодосий с сонмом черниговского и прибывшего из других мест духовенства.
Святитель Феодосий послал в Москву к царю и патриарху иеромонаха
Пахомия с известием о печальном событии, постигшем Черниговскую
епархию. Послал царю донесение также и гетман. В нем он изъявлял
перед царем свою скорбь о потере, постигшей Чернигов, и вместе с
тем высказывал утешене, что почившему Лазарю наследует достойный
архипастырь, который «своими добротами может украсить Церковь».
И царь, и патриарх почтили св. Феодосия своими грамотами, обещая
ему свои милости. Вместе с тем, ему через иеромонаха Пахомия была
послана ставленная грамота и патриаршее наставление устроять дела
во спасение паствы.
Святитель Феодосий в сердце своем запечатлел благочестивые наставления
святейшего патриарха и во все время своей жизни стремился к тому,
чтобы осуществить их на деле. Еще в сане игумена и архимандрита
он явил особую доброту души своей, чем привлек к себе всеобщую любовь
и благорасположение. Еще в сане игумена он прилагал особенные заботы
о спасении вверенных ему чад, заботясь о построении святых обителей
(например, в 1680 году на земле, принадлежавшей Выдубицкому монастырю,
близ города Мозыря устроил скит). Теперь же круг деятельности его
еще более расширился. Он особенно заботился во вверенной ему пастве
развить горячую любовь к Богу и ревность о спасении душ, которою
горела святая душа его. Руководя всех ко спасению и за всех предстательствуя
пред Престолом Всевышнего, он особенно заботится о развитии жизни
подвижнической. Он не только поддерживает существующие монастыри
и благоустрояет их, но и старается об учреждении новых обителей.
Так, 11 октября 1693 года он дает одной благородной вдове Марии
Сулимовой свой пастырский лист, которым благословляется учреждение
женского Печеницкого монастыря. В следующем году, по благословению
св. Феодосия, основывается еще один монастырь в двух верстах от
Любеча, родины преподобного Антония, учредителя монашескаго жития
на Руси.
Осталось также от времени управления св. Феодосием Черниговской
епархией несколько письменных известий, из которых видна его заботливость
о благосостоянии своих пасомых. Из этих известий видно, что св.
Феодосий был пастырь ревностный, в высшей степени справедливый и
миролюбивый, любвеобильный и нежный в родственной среде, чрезвычайно
внимательный и к нуждам других. Слава о нем пронеслась далеко за
пределы его паствы. В самой Москве имя его произносилось с особым
уважением. Сам патриарх в служении св. Феодосия в церкви Черниговской
видел особый Промысл Божий, благотворящий черниговской пастве. Еще
при жизни его шли к нему из далеких мест люди обездоленные судьбою,
истомленные борьбою с житейскими невзгодами, и святитель Божий оказывал
им свое покровительство и защиту.
Так, в 1694 г. некто Доминик Полубенский (католик) обращается к
нему письменно с просьбой помочь ему перейти в подданство царей
московских, чтобы иметь, затем, возможность обратиться к дедовской
православной вере своих предков. Святитель оказал ему полное свое
содействие, и Полубенский стал православным и поданным Русского
государства. Вот и все, или почти все, что современниками оставлено
для нас о святителе Феодосие.
1696 год был последним годом земной жизни святителя.
Мирно почив о Господе, святитель возлег своим нетленным телом у
входа своего кафедрального храма (ПРИМ. в то время – Борисоглебский
собор. – В.), настраже вечного спасения своей паствы.
Святитель Феодосий, пастырь при жизни своей, по блаженном преставлении
своем не только не оставил своей паствы, но, как истинный угодник
Божий, стал небесным покровителем ее в обильных чудесных исцелениях,
низводя благодать Божию на всех, с верою притекающих к нему.
Двести лет почивали в пещере Борисоглебского Черниговского собора
нетленные мощи святителя. Общее убеждение православной паствы его
давно видело в них великую святыню не Чернигова только, но и всей
земли русской, а в самом святителе, с первых дней по преставлении
его, видело угодника Божия, преудобреннаго архиерея, яко ангела
восхищенна на небо, в Серафимской
пастве пребывающаго. Из разных весьма отдаленных мест стекались
к нему богомольцы, с упованием на молитвенное ходатайство его пред
Богом.
Двухсотлетний период со дня блаженной кончины святителя богат многочастными
и многообразными знамениями и чудесами, которыми, сам Господь засвидетельствовал
святость мощей своего угодника: исцеления расслабленых, глухих,немых,
слепых, есть такие, относительно которых даже иноверцы и инославные,
с презрением ко всему православному относящиеся, прямо говорили:
это истинное чудо.
Многочисленные проявления милости Божией в чудесных исцелениях
по молитвенном призывании благодатной помощи святителя Феодосия,
из которых многие, совершившиеся в близкое к нам время, тщательно,
по поручению Св. Синода, обследованы, а также сохранение нетленным
тела его, послужили основанием горячо желанному и давно жданному
определению Св. Синода:
«Во
блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго,
причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное
тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5
февраля и в день открытия мощей святителя (ПРИМ. т. е. соответственно
18 февраля и 22 сентября н. ст. – В.), а для торжества открытия
мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора
НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 года». (ПРИМ.
Святитель Феодосий Черниговский был первым святым, прославленным
в царствование Царя-Страстотерпца Николая II. – В.)
Дивное торжество это совершилось, и ознаменовано было оно новыми
чудесами от мощей св. угодника Божия. И теперь Господь Бог, дивный
во святых Своих, неоскудеваемо и преизобильно творит чудеса и являет
благодеяния предстательством святителя Феодосия с верою притекающим
к его святым мощам в тяжких и неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах
жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских.
С разных концов шлет Святая Русь чад своих в старинный наш Чернигов.
Отныне он славен не только славною стариною своею, но и своею великою
святынею для Святой Руси - мощами святителя Феодосия, Черниговского
чудотворца.
(Цитируется по книге: «Картины
церковной жизни Черниговской Епархiи изъ IX вековой ея исторiи»,
ФЛГ «С. В. Кульженко», Киев, 1911 г.)
|