23 октября 2011 исполняется 120 лет с того дня, как отошел ко Господу великий Оптинский старец Амвросия (Греков, +10/23 октября 1891 года). Свой земной путь, по воле Божией, он закончил в основанной им Шамординской женской общине, был погреен в Оптиной Пустыни, где покоились его духовные наставники - старцы Лев и Макарий, и где на протяжении тридцати с лишним лет он совершал свой подвиг служения Богу и людям. ...
Одна из самых любимых на Руси святых – блаженная Ксения Петербургская. Уже 200 лет идут и едут нуждающиеся в её молитвенной помощи на Смоленское кладбище Санкт-Петербурга. Память её почитается 6 февраля. Но ведь ей предшествовала подвижническая жизнь другой святой, имя которой наша матушка Ксенюшка получила в крещении.
Недалеко от Киева, на станции «Спартак» несколько лет назад был построен храм в честь двух Ксений: блж. Ксении Петербургской и её святой покровительницы прп. Ксении Миласской.
...
Этот образ Божией Матери был принесён в Москву казаками при царе Михаиле Феодоровиче (1613-1645) и находился в церкви святителя Николая в Замоскворечье. В этом храме хранились и записи о многих чудесах, происшедших от иконы, но в 1771 году рукопись погибла от пожара. Предание сохранило память о чудесном исцелении, бывшем во второй половине XVII века, в память которого Церковь установила совершать празднование иконе 7 февраля.
...
Вероятно, многие из вас видели новогоднюю аллегорическую картинку: дряхлый старец уходит куда-то, оглядываясь на жизнерадостного, смеющегося малютку, который появился на месте его и как бы прогнал, вытеснил его. Это Новый Год сменяет старый Год, – это тот самый момент, когда часы бьют двенадцать, когда люди торопливо и как бы нехотя оглядываясь назад, спешат в манящее, загадочное будущее, желая друг другу нового счастья… Прошлое обветшало, задёргивается завесою забвения, – будущее манит и улыбается… ...
Святитель Феодосий Черниговский происходил из заднепровского дворянского рода Углицких, получившего эту фамилию за подвиги его родоначальника при защите города Углича. Отец его, Никита, был священником, мать его звали Марией. Окончив курс Киево-Братской школы (впоследствии ставшей Духовной академией), он принял постриг в Печерской лавре с наречением ему имени Феодосий, в честь преподобного, которого он особенно чтил. Тяжелы были для него первые годы его иноческой жизни: он искал сосредоточенного молитвенного подвига, а ему пришлось нести обязанности наместника митрополичьего дома, и в жизнь его невольно вторгалась мирская суета шумного города. ...
Покровский (свт. Феодосия Черниговского) храм в Туле
Является одним из немногочисленных храмов Пролетарского района города Тулы, поэтому имеет довольно большое количество прихожан. При строительстве первой (деревянной) церкви во имя свт. Феодосия Черниговского в 1894 г. Владыка Питирим сам выбирал место для строительства, обратив внимание на то, что храмы, как правило, сосредоточены в центре города, на многолюдных же окраинах их нет. Каменный храм начали строить в 1903 г., но из-за отсутствия средств и начавшейся войны постройку не закончили. После 1918 г. в здании церкви был устроен склад. ...
Центр Киева: Софийский собор, улица Ирининская, Георгиевский переулок; Новгород Великий: Софийский собор, Юрьев монастырь… Но какое отношение названия этих мест имеют к прп. Анне?
Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), – сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.
Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим – неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. ...
Каждый более-менее воцерковлённый и сознательно проходящий свой путь прав ославный верующий знает, что Господь говорит с нами словами Священного Писания. Ежедневно нам Матерью Церковью положено за благочестивое правило прочитывать 1 главу Евангелия и
2 главы Деяний или Посланий Апостольских.
Возможно, многие из нас исполняют это правило.
Всегда ли осмысленно это чтение? Слышим ли мы, что доносят до нас богодухновенные писатели, что через них хотел сказать нам Господь?
...
Однажды великий оптинский старец, равноангельный прп. Нектарий (29 апр./12 мая 1928), великий тайновидец судеб Божиих, спросил писателя С. А. Нилуса:
– А известно ли Вам, сколько от сотворения мира и до нынешнего дня было истинных общежитий? Вы лучше не трудитесь думать, я сам Вам отвечу. Три!
– Какие?
– Первое – в раю, второе – в христианской общине во дни апостольские, а третье…
Он приостановился…
– А третье – в Оптиной, при наших великих старцах.
– А Ноев ковчег-то? – возразил Нилус.
– Ну, – засмеялся старец, – какое же это общежитие? Столько лет звал Ной к себе людей, а пришли одни скоты. Какое же это общежитие?»
...
Возникновение и жизнь младшей сестры Оптиной пустыни –
Шамординской обители связаны с именем преподобного Амвросия Оптинского. По его желанию и благословению и его неустанными трудами в 25 километрах от Оптиной пустыни на Калужской земле в 1881 году была устроена женская община с домовым храмом.
Шестью годами ранее земли при сельце Шамордино и Васильевское по его же благословению приобрела монахиня Амвросия (в миру Александра Николаевна Ключарева), о которой говорили: «Что хромы, что слепы – все к ней».
...
Как-то так сложилось, что многие современные родители считают телесные наказания недопустимыми. Видимо, сыграли свою роль теле- и радиопередачи, в которых муссировалась тема насилия над детьми, причём таким страшным словом назывался даже лёгкий шлепок. А другие считают шлепок допустимой, но крайней мерой и недоумевают, почему она на ребёнка не действует.
В действительности же трудно найти более безобидное наказание, чем шлепок. Мало того, что приходится он по мягкому месту, с младенчества привыкшему к ударам (когда ребёнок учится ходить и падает на попку, он порой стукается гораздо сильнее – и то не плачет!), так ещё это действие может иметь другой, прямо противоположный смысл. ...
Прихворнул как-то батюшка Нектарий, и водворили его в монастырской больничке. А там в то время жил на покое один из старейших оптинцев – архимандрит Агапит (Беловидов). Вот и пришёл он однажды навестить болящего, да и вкусненькое «утешеньице» с собой прихватил: раскрыл свою ручку – а на ладони, на чистенькой бумажке оказались три фигурные мармеладки. ...