Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 79 ноябрь-декабрь 2008 г. >> Православная психология. Об этапах развития ребенка - 1

Православная психология. Об этапах развития ребенка - 1

Множество болезней нам дается
Читайте также:

 

Страничка православного психолога
Из книги Ирины Мошковой "Семейный крест"


Об этапах развития ребенка (1)
В повседневной жизни
православные родители редко пользуются достижениями психологической науки.
Что важно знать для нас в первую очередь?
Начнём с того, что взрослым необходимо учитывать закономерности возрастного развития детей.
Ещё в начале ХХ века православная педагогика и психология в лице протоиерея Василия Зеньковского обратила внимание на сбалансированный характер развития сил и способностей у ребёнка: физических, интеллектуальных, эстетических, творческих, волевых и духовных.
Разное их соотношение на различных этапах развития даёт характерную картину поведения и психического строя личности ребёнка.

Прот. В. Зеньковский выделил четыре основных этапа взросления ребёнка:
  • первое или раннее детство (до 6-7 лет),
  • второе детство (до 10-11 лет),
  • отрочество (до 16 лет)
  • юность (примерно до 19-21 года).


Первое детство (до 6-7 лет)

Особая роль и значение принадлежит периоду первого детства, когда закладываются фундаментальные основы отношения ребёнка к окружающему миру и формируются его первые поведенческие реакции и черты характера. Ребёнок рождается и входит в мир, имея в своей душе определённый набор способностей и талантов, творческих ресурсов и возможностей. Как в неком "зерне" в душе младенца содержится информация о его потенциале, который будет затем постепенно раскрываться в последующие периоды развития. От того, как пройдёт период начального становления личности, в дальнейшем будет зависеть диапазон возможных физических, психических и социальных реакций ребёнка, его духовные силы и ценностно-смысловая направленность поведения.

Характерной особенностью этого периода является преимущественное развитие умственно-чувственной сферы личности.
В этот период дитя способно непосредственно "вчувствоваться" в жизнь, воспринимая её интуитивно, в виде образов и ощущений. Благодаря накоплению ярких эмоциональных впечатлений от соприкосновения с окружающей действительностью, происходит бурное развитие воображения и фантазии, на основе которых развивается способность ребёнка к игре.
Причём в способности воображать и фантазировать выявляется не столько стремление оперировать образами, сколько активность человеческого духа, который стремится охватить окружающий мир и привести его к состоянию целостной картины бытия.
В связи с этим, как замечает прот. В. Зеньковский, детским играм присуща поразительная "наивная серьёзность", которая соотносится с развитием чувства, выражающего устойчивое отношение человека к окружающему миру.
Дети всегда играют "в человека", и их игры служат средством вживания во всю полноту человеческих взаимоотношений, свойственных социальной жизни. Тем самым характер социального окружения через игры отображается в детской душе как в некоем "правдивом зеркале" и формирует главные, базовые интуиции и социальные "установки" ребёнка.

В этот период детская душа особенно нежна и хрупка, и в ней выявляются сразу как бы два различных плана реакций.
С одной стороны, внешняя форма проявления жизнедеятельности ребёнка характеризуется простотой, доверчивостью и наивностью, способностью выстраивать сказочно прекрасный и добрый мир собственной фантазии.
С другой стороны, внутренняя, глубинная форма реагирования на окружающий мир накапливает опыт страданий, потрясений, обид и конфликтов, которые изнутри, как горький яд, отравляют творческие силы и способности растущей личности и формируют её специфические болезненные черты.

Следует избавиться от заблуждения, что маленький ребёнок ничего не понимает и не запоминает надолго.
Напротив, дети-дошкольники нередко удивляют взрослых своими неожиданными вопросами и глубокими рассуждениями, которые показывают, что ребёнок может быть очень наблюдателен и мудр.
Чем больше перестрадал ребёнок в раннем детстве, тем быстрее он взрослеет, и тем сильнее его душа наполняется болью и печалью, которые надо уметь разглядеть за внешней непоседливостью и простодушием.
Маленький ребёнок, переживший потерю родителей или родителями брошенный и оставленный, остро ощущает дефицит отцовской и материнской любви. Её отсутствие интуитивно воспринимается им как некая травма, на которую детская психика и организм реагируют как на стрессовый фактор. Не умея дать отчёта в своих субъективных переживаниях, ребёнок не жалуется взрослым на свою тяжёлую жизнь. Он может быть внешне активен, даже возбуждён и расторможен, или, напротив, вял, апатичен и замкнут, но это будут, скорее всего, защитные реакции на стресс.

Очень часто дополнительными признаками пережитой травмы являются функциональные нарушения здоровья ребёнка: бессонница, потеря аппетита, мышечные боли, ночной энурез, страхи, заикание, логопедические проблемы и т.п.

Для того, чтобы войти в контакт с ребёнком не надо его ни о чём спрашивать напрямую, лучше всего предложить ему во что-нибудь поиграть. В этой игре наблюдательный взрослый человек всегда сможет увидеть признаки дисгармонии эмоционального состояния или подавленного душевного страдания ребёнка. Планомерно развивая сюжет игры, взрослый человек может помочь ребёнку справиться с травматическими чувствами и восстановить отношения с окружающим миром. Рядом с маленькими детьми взрослый сам должен стать немножко ребёнком, пробуя освоить всё, что умеет и любит делать малыш: петь, читать стихи, танцевать под музыку, придумывать сказки и истории, рисовать и лепить из пластилина.

Материал предложен и подготовлен православным психологом -
прихожанкой нашего храма р. Б. Еленой Ер-ч.

 



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 180