|
|
Страничка православного психолога Из книги Ирины Мошковой "Семейный крест"
Об этапах развития ребенка (1)
В повседневной жизни
православные родители редко пользуются достижениями психологической
науки.
Что важно знать для нас в первую очередь?
|
Начнём с того, что взрослым необходимо учитывать закономерности
возрастного развития детей.
Ещё в начале ХХ века православная педагогика и психология в лице
протоиерея Василия Зеньковского обратила внимание на сбалансированный
характер развития сил и способностей у ребёнка: физических, интеллектуальных,
эстетических, творческих, волевых и духовных.
Разное их соотношение на различных этапах развития даёт характерную
картину поведения и психического строя личности ребёнка.
Прот. В. Зеньковский выделил четыре основных этапа взросления
ребёнка:
- первое или раннее детство (до 6-7 лет),
- второе детство
(до 10-11 лет),
- отрочество (до 16 лет)
- юность (примерно до
19-21 года).
Первое детство (до 6-7 лет)
Особая роль и значение принадлежит периоду первого детства,
когда закладываются фундаментальные основы отношения ребёнка
к окружающему миру и формируются его первые поведенческие реакции
и черты характера. Ребёнок рождается и входит в мир, имея в
своей душе определённый набор способностей и талантов, творческих
ресурсов и возможностей. Как в неком "зерне" в душе
младенца содержится информация о его потенциале, который будет
затем постепенно раскрываться в последующие периоды развития.
От того, как пройдёт период начального становления личности,
в дальнейшем будет зависеть диапазон возможных физических, психических
и социальных реакций ребёнка, его духовные силы и ценностно-смысловая
направленность поведения.
Характерной особенностью этого периода является преимущественное
развитие умственно-чувственной сферы личности.
В этот период дитя способно непосредственно "вчувствоваться"
в жизнь, воспринимая её интуитивно, в виде образов и ощущений.
Благодаря накоплению ярких эмоциональных впечатлений от соприкосновения
с окружающей действительностью, происходит бурное развитие воображения
и фантазии, на основе которых развивается способность ребёнка
к игре.
Причём в способности воображать и фантазировать выявляется не
столько стремление оперировать образами, сколько активность
человеческого духа, который стремится охватить окружающий мир
и привести его к состоянию целостной картины бытия.
В связи с этим, как замечает прот. В. Зеньковский, детским играм
присуща поразительная "наивная серьёзность", которая
соотносится с развитием чувства, выражающего устойчивое отношение
человека к окружающему миру.
Дети всегда играют "в человека", и их игры
служат средством вживания во всю полноту человеческих взаимоотношений,
свойственных социальной жизни. Тем самым характер социального
окружения через игры отображается в детской душе как в некоем
"правдивом зеркале" и формирует главные, базовые интуиции
и социальные "установки" ребёнка.
В этот период детская душа особенно нежна и хрупка, и в ней
выявляются сразу как бы два различных плана реакций.
С одной стороны, внешняя форма проявления жизнедеятельности
ребёнка характеризуется простотой, доверчивостью и наивностью,
способностью выстраивать сказочно прекрасный и добрый мир собственной
фантазии.
С другой стороны, внутренняя, глубинная форма реагирования на
окружающий мир накапливает опыт страданий, потрясений, обид
и конфликтов, которые изнутри, как горький яд, отравляют творческие
силы и способности растущей личности и формируют её специфические
болезненные черты.
Следует избавиться от заблуждения, что маленький ребёнок ничего
не понимает и не запоминает надолго.
Напротив, дети-дошкольники нередко удивляют взрослых своими
неожиданными вопросами и глубокими рассуждениями, которые показывают,
что ребёнок может быть очень наблюдателен и мудр.
Чем больше перестрадал ребёнок в раннем детстве, тем быстрее
он взрослеет, и тем сильнее его душа наполняется болью и печалью,
которые надо уметь разглядеть за внешней непоседливостью и простодушием.
Маленький ребёнок, переживший потерю родителей или родителями
брошенный и оставленный, остро ощущает дефицит отцовской и материнской
любви. Её отсутствие интуитивно воспринимается им как некая
травма, на которую детская психика и организм реагируют как
на стрессовый фактор. Не умея дать отчёта в своих субъективных
переживаниях, ребёнок не жалуется взрослым на свою тяжёлую жизнь.
Он может быть внешне активен, даже возбуждён и расторможен,
или, напротив, вял, апатичен и замкнут, но это будут, скорее
всего, защитные реакции на стресс.
Очень часто дополнительными признаками пережитой травмы являются
функциональные нарушения здоровья ребёнка: бессонница, потеря
аппетита, мышечные боли, ночной энурез, страхи, заикание, логопедические
проблемы и т.п.
Для того, чтобы войти в контакт с ребёнком не надо его ни
о чём спрашивать напрямую, лучше всего предложить ему во что-нибудь
поиграть. В этой игре наблюдательный взрослый человек всегда
сможет увидеть признаки дисгармонии эмоционального состояния
или подавленного душевного страдания ребёнка. Планомерно развивая
сюжет игры, взрослый человек может помочь ребёнку справиться
с травматическими чувствами и восстановить отношения с окружающим
миром. Рядом с маленькими детьми взрослый сам должен стать немножко
ребёнком, пробуя освоить всё, что умеет и любит делать малыш:
петь, читать стихи, танцевать под музыку, придумывать сказки
и истории, рисовать и лепить из пластилина.
Материал предложен и подготовлен
православным психологом -
прихожанкой нашего храма р. Б. Еленой Ер-ч.