Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 177 март 2017 г. >> Великий пост с детьми. Материнские заметки

s Великий пост с детьми. Материнские заметки

Читайте также:

 

 

Как сделать так, чтобы вся семья, как «единая душа», жила церковной жизнью?
Если мы говорим о праздниках, то принести в дом церковное торжество представляется делом разрешимым.
В конце концов, достаточно нарядить елку и попасть на праздничное богослужение – вот уже и праздник, в который включены все члены семьи.

С постом – с Великим постом – сложнее.
Время поста для детей зачастую оказывается никак не выделенным.
А между тем сделать так, чтобы жизнь всего дома следовала жизни Церкви, вполне возможно.

Принцип наглядности – один из самых действенных при формировании личности ребенка.

В храме праздники выделяются с помощью цвета: цветом облачений, завесы, украшения икон.
Также и в интерьере дома важную роль играет ткань: шторы, скатерти, иногда драпировка стен.
В семье моих родителей иконы домашнего иконостаса мама покрывала широким кружевом, и утром в понедельник первой седмицы Великого поста эти украшения были чёрного цвета.
Мы, дети, учились в обычной светской школе, в которой нас ждали будни, ничем не напоминающие о посте.
И эти кружева, как и молитва Ефрема Сирина после утреннего правила, настраивали нас на «ритм поста», и даже по дороге в школу мы шли как-то тише обычного.
Уже одни эти черные кружева на иконах значительно меняют общее впечатление дома, а торжественная смена будничных лент на черные, а потом – в Великую субботу – на красные способствует переходу на «особое время».

В книге «Лето Господне» Иван Шмелев писал о том, что у него в детской на время поста вообще снимали шторы.
Мои дети под впечатлением этого рассказа также предложили снять тюль в наших комнатах.
И действительно, без штор появилось особое «постное» настроение дома. Кстати, на Пасху, когда шторы вновь вешаются, и дом получает дополнительный штрих «праздничного» настроения.
Легко поменять и скатерти: в пост использовать простые, не нарядные, или специально выделенные в качестве «постных» салфетки-клеенки.
Таким образом, с помощью небольших изменений в интерьере время Четыредесятницы становится «зримым», почти «осязаемым».

Без штор окно становится немного скучным и каким-то голым.
Мы взяли обычную гуашь – эта краска легко смывается – и нарисовали на окне семь ступенек, ведущих вверх.
С одной стороны, это память о Лествице прп. Иоанна Лествичника, с другой – образ поста как пути к Богу.
На каждой ступеньке написали номер.
Как дополнительный обучающий элемент можно обозначить ступеньки не арабскими цифрами, а римскими, если дети их не знают, или церковнославянскими – и незнакомое написание легко запомнится.
Лестница ведет к солнышку: это и знак праздника, и символ Христа – Солнца Правды.
А в хмурые дни такое яркое желтенькое солнышко на окошке ещё и ободряет постящихся.
Из плотной цветной бумаги дети вырезали фигурку человечка и с помощью пластилина закрепили на нижней ступеньке.
Когда наступает вторая неделя, человечек поднимается на вторую ступеньку и так доходит до последней, а как дойдёт – все смываем.
Заодно к празднику моем окна и вешаем тюль.
Лестница может сопровождаться и перечислением семи основных добродетелей.

В нашей семье родилась традиция делать особый календарь для Великого поста.
С помощью такого календаря пост тоже становится «наглядным», будет «разбит» на определенные этапы, которые дети будут ожидать и переживать, и поститься станет «интереснее».
Дети сами делают календарь, поэтому лучше могут запомнить и освоить его содержание.
В календаре хорошо видно, сколько длится пост, как называются недели поста, в чем их особенности, какие дни самые «строгие», какие праздники мы празднуем во время поста, особенности традиций этих праздников.                                   
Календарь у нас получился весенний. Мы решили «развеселить» его, чтобы у детей пост ассоциировался с радостью и чтобы весна ассоциировалась с постом: начинается весна – значит начинается пост!


Правое поле надрезаем так, чтобы получилось семь «хвостиков».
На каждом «хвостике» пишем какую-нибудь «поучительную» фразу: она должна напоминать о чем-то важном, о том, чего можно достичь в пост, о добродетелях, о благочестивой жизни.
Это будет поводом поговорить с детьми о христианском учении и станет маленьким «заданием» на данную неделю поста.
Эти «хвостики» мы загибаем так, чтобы они оказались подвернуты под лист календаря.
В начале каждой недели мы будем отгибать соответствующий листок: снова эффект ожидания, а ещё – будет видно, сколько осталось до конца поста.

В Греции к посту делают особую куклу – Госпожу Поста.
Греки изображают её как простую женщину или как монахиню.
У Госпожи Поста нет ушей – чтобы не слышать сплетен, и нет рта – чтобы не есть.
На груди у греческой православной куколки – крест, её ручки молитвенно сложены или скрещены.
Крест может располагаться и над головой Киры Саракости – как знак ее благочестия.
Так греки символически показывают этой куколкой правила поведения в Великий пост.
С помощью таких элементов уже сам внешний вид дома настраивает жизнь семьи на особый лад.

И вот наступает пост.
И появляется другой важный «осязаемый» аспект поста – особая пища.
Должны появиться и изменения в «домашнем богослужении».
Дети могут с маминой помощью написать крупным шрифтом на листах белого картона молитву преподобного Ефрема Сирина: малыши могут обвести фломастером то, что мама написала карандашом, дети постарше – сами списать текст из Молитвослова.
Таким образом им будет легче её выучить, а также дети станут ждать, когда будет читаться «наша постная молитва».

Укладывая детей на ночь, мы всегда читаем им книги.
И в Великий пост это особенная литература: патерики, жития святых, Библия.
Во время такого чтения родители и сами получают духовную пищу.
Когда вся семья собирается за столом, а обычно, если папа работает, это ужин, можно также прочитать небольшой отрывок из Библии или житий, а потом обсудить прочитанное. Именно таким показано «религиозное образование» детей у святителя Иоанна Златоуста: отец за «вечерней трапезой» наставляет жену и детей.

Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но поразительная вещь: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово.
Еще бы: им не надо терпеть скучные наставления – они подслушивают взрослый разговор. И если папа с мамой обсуждают за столом сорокалетнее скитание евреев по пустыне, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения.
Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей.
Например, эта беседа может быть пересказом проповеди, которую папа слышал сегодня в храме, или прочитанного в книге.
В таком случае хотя бы в пост семейный ужин оказывается настоящим уроком – «два в одном»: вкушаем пищу духовную и телесную.
Это не так трудно организовать, как кажется на первый взгляд, особенно если устраивать такие семейные застолья только в великопостные выходные.

Делая календарь, мы выделяли постные праздники.
Когда дети знают об этих датах, они ждут не «когда же закончится пост», а приближения каждого следующего события.

Первый праздник с интересным действом – это кутья в первую субботу Великого поста, в день великомученика Феодора Тирона.
Кутью мы едим по древней традиции: все из одной посуды – из красивого деревянного блюда.

22 марта, в день 40 мучеников, печём, конечно, жаворонков: даже малыши могут лепить узелочки из теста и приделывать птичкам глазки-изюминки.

На Крестопоклонной неделе нас также ждет выпечка: по традиции, мы выпекаем печенье в форме крестиков.

В неделю Иоанна Лествичника мы лепим из теста лесенки, как делали наши прапрадеды (вернее, наверное, прапрабабки).
Это не требует практически никаких усилий, зато дети получают огромное удовольствие от совместных трудов на кухне.
Это и повод поговорить даже с малышами о том празднике, который отмечается особой выпечкой, и не только наглядное пособие для такого разговора, но пособие вполне съедобное и даже вкусное.

На Благовещение на птичьем рынке специально покупаем птичек, которых на праздник можно будет выпускать.

На Лазареву субботу едим икру – она, как и яйцо, символ воскресения.

На Вход Господень во Иерусалим заранее готовим вместе с детьми целые букетики с вербами.
Все это – и общесемейные мероприятия, и – главное – повод рассказать детям о праздниках и об их значении, повод перейти к более серьезным темам.

Таким образом, пост действительно может стать особым временем жизни всей семьи, дома как целого.
Внешнее помогает осознавать и укреплять внутреннее.
Пост становится «наглядным», «осязаемым» даже для малышей.
И такие наивные, до смешного «недуховные» занятия, как изготовление птичек или лесенок из теста, оказываются не только развивающими мелкую моторику ребенка и его первыми кулинарными опытами, но и пособием, помогающим детям представить себе духовную жизнь.
И пока трёхлетние малыши выкладывают перекладинки у такой лесенки, дети-школьники слушают рассказ о лествице Иоанна Лествичника, а кто-то захочет и прочитать о ней.
Может быть, старшие дети, может быть, и родители…
Так дети уже не «отрывают» нас от «духовной жизни», а вместе с нами, каждый по-своему, живут общим её ритмом.
И жизнь дома оказывается совершенно особой жизнью, которую не перебивает клокотание мегаполиса за окном и в ноутбуке.
Казалось бы, такие мелочи не могут повлиять на духовную жизнь дома.
Но это не мелочи – это внимание к тому, что существо человека триедино, и телесное, видимое–осязаемое, также имеет значение для нас.

Может быть, предложенные здесь или какие-либо другие идеи для детского Великого поста помогут создать в доме особое время Святой Четыредесятницы.
И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи.


Анна Сапрыкина, мама пяти детей

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 58