Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 195 сентябрь 2018 г. >> Паломническое лето 2018 г. Беларусь православная (3)

Паломническое лето 2018 г. Беларусь православная (3)


Читайте также:

 

Витебск – второй древнейший город Беларуси после Полоцка.
Согласно предания, основан он на берегах Западной Двины и Витьбы, на пути «из варяг в греки» св. равноап. княгиней Ольгой.
Был он центром объединения славян-кривичей, а удобное местоположение на пересечении торговых путей способствовали его росту и процветанию.
Что, конечно, не оградило город от феодальных распрей, влияния литовских князей, власти Речи Посполитой и прочих нестроений.

Именно в Витебске горожане подняли восстание, протестуя против насаждения униатства.
Был убит униатский архиепископ Иоасафат Кунцевич, отличавшийся особой непримиримостью к православным.

Сегодня 80% верующих витебчан считают себя православными.
До революции, как и в других белорусских городах и посёлках, большинство населения составляли евреи.
Связано это было с введённой императрицей Екатериной II чертой оседлости для цыган и евреев.
Им было запрещено жить в столичных и крупных городах империи, поэтому еврейское население сосредоточилось ближе к пограничью.
Во время ВОВ практически в каждом белорусском городе были многотысячные еврейские гетто, из которых живыми вышли очень немногие.

В Витебске мы посетили Свято-Успенский кафедральный собор.
Успенский храм, построенный в середине XVIII ст. итальянским зодчим и в соответственном стиле (а большинство белорусских храмов выглядят как костёлы), в 1936 году был взорван.
13 лет спустя на его месте построили завод заточных станков, впоследствии заброшенный.
Восстановительно-строительные работы начались в 2000 году, а 28 августа 2005 года была совершена первая литургия в нижнем храме.
К марту 2011 года все работы были завершены. На соборной звоннице – самый большой колокол Беларуси, его вес 5,2 тонны.

Посетив собор и погуляв по живописнейшей центральной части города, мы поспешили в Полоцк, в многими любимый Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.
И вот знакомый нежный силуэт белой колокольни, купола Крестовоздвиженского храма, цветы, цветы.
Почти сельская улочка к монастырской гостинице. Здесь всё приветливо и мило.
Забота о паломниках сквозит в первых же словах привратника: «Бегите скорее в трапезную, вы же проголодались с дороги, вас ждут!» (а было уже поздновато).
«Не волнуйтесь, посéлитесь после трапезы».
Поселились в дивной деревянной гостинице с двухъярусными палатями, на верхние ведёт широкая удобная деревянная же лестница.
Здесь же в уголке келлии удобства – туалет.
В сенях простой умывальник. Нигде так хорошо не спится, как на этих палатях, в дощатом домике, утопающем в цветах, над речушкой Полотой.

Рано утром первым делом бежим к мощам первой из канонизированных жен Восточной ной Европы –  прп. Евфросинии Полоцкой.
Бежим благодарить за дорогу к ней, за приют и заботу, за белый монастырь Спаса, основанный ею в далёком 12-м веке.
За то, что частичку своих мощей она оставила в нашем городе, откуда в 1910 году торжественным ходом вверх по Днепру и Припяти возвращалась святая Евфросиния домой после более чем 700-летнего пребывания сначала на Святой Земле (1167-1187), где она сподобилась окончить земную жизнь, а затем в Киеве (1187-1910).
Мощи святой покоятся в огромном Крестовоздвиженском соборе.
Пока шла его реставрация, они почивали в Спасской церкви, на втором этаже которой преподобная жила.
Теперь специалисты реставрируют уникальные фрески этого храма XII века.
Ранняя литургия совершается в храме прп. Евфросинии.

12-летней отроковицей правнучка святого равноапостольного князя Владимира княжна Предислава отвергла предложение о браке и ушла в монастырь.
Уже в иноческом чине она переписывала книги в Софийском соборе Полоцка, при котором и жила.
Пока не явился ей Ангел Господень и не повелел основать монастырь рядом с городом.

Вскоре вокруг неё собралось множество сестёр.
Она учила их грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремёслам, закону Божию, прививала любовь к труду.

Для основанного ею же Богородицкого мужского монастыря преподобная попросила прислать из Византии список Эфесской (Корсунской) иконы Божией Матери.
Этот образ в 1239 году будет перенесён в Торопец ради венчания вел. блгв. кн Александра Невского с дочерью Полоцкого князя Брячислава, родственницей прп. Евфросинии. 
Не без сожаления покинули мы Полоцк.

 

Окончание следует

Паломничали и вам поведали


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 691