В советское время традиции православного воспитания были прерваны, и многие родители, пришедшие в храм в 90-ые годы, наступали на одни и те же грабли: стремились вырастить правильного ребёнка, но мало кто знал о том, как растить счастливого.
Об этом вообще не думали. Казалось, что главное – правильно «построить», тут поднажать, здесь запретить – и вырастет замечательный ребёнок.
Но время показало, что такие методы не работают, а если и бывает желанный результат, то не благодаря, а вопреки.
И дети, воспитанные в строгости и не почувствовавшие любви, в большинстве своём уходили из Церкви.
С другой стороны, счастье – это вовсе не вседозволенность.
Отец Фёдор достаточно говорит о развитии христианских качеств и воли, о семейной иерархии и прочих «строгостях», которые принято описывать в книгах о воспитании.
Но если все это выполняется только потому, что «надо», то попытки вырастить хорошего христианина часто приводят в тупик.
Многим современным родителям уже понятно, что воспитывать по-старому – нельзя, но как по-новому – не всегда понятно.
Вот для таких растерянных родителей эта книга о любви, написанная многодетным отцом, может стать большой поддержкой.
Вероника Бузынкина
О названии книги
«Сотвори любовь» — это монашеское присловье, так говорили отцы-пустынники: «Сотвори любовь, брат» – то есть сделай какое-то дело любви.
Мне эти слова всегда очень нравились, и мне кажется, они очень хорошо подходят к воспитанию.
Об общении с детьми
Мне очень повезло с родителями. Несмотря на то, что они сами выросли без своих отцов, они оба занимались детьми.
И мама, и отец посвящали нам свои выходные и отпуска. Я не помню, кто ещё в нашем классе мог этим похвастаться.
Почти все мои друзья проводили свои каникулы в пионерлагерях и у бабушки с дедушкой.
А родители после трудовых дней отдыхали. В результате во взрослом возрасте, после школы, связь с родителями совершенно терялась.
Так не должно быть. И поэтому первое, что важно в воспитании – это само общение.
В переходном возрасте, когда отношения с родителями натягиваются до предела, все время, проведённое вместе с детьми до этого момента, будет работать на сохранение связи.
И очень важно, что когда мы проводим время с детьми, им должно быть интересно.
Не так: «Садись, слушай, я буду рассказывать тебе, как устроен мир, а ты конспектируй». Нет, дети это не слушают.
Мне запомнился один случай.
Однажды наша прихожанка, которая работала в зоопарке, привезла в воскресную школу детям показать зверей, там была огромная змея и полоз.
Полоз — это такая жуткая мерзкая полупрозрачная ящерица, похожая на змею без ножек.
Мой маленький сын сидел в первом ряду, и он так волновался от вида этой змеи, что начал ковыряться в носу и продолжал это делать все мероприятие.
После мы сели в машину, я спросил, понравилось ли ему.
Он ответил: «Да, а особенно понравилась змея…»
И тут я вспомнил, как он себя вёл, и начал ему рассказывать, почему так нельзя.
Я не кричал, не был раздражён, я очень подробно, внимательно, долго рассказывал про правила гигиены и приличия.
Десять или пятнадцать минут я вёл машину и говорил, говорил…
Как только мы остановились, он сказал: «…она такая противная».
То есть ребёнку было совершенно неинтересно, что я говорил, и ничего он из моих слов не услышал.
Я понял, что так общаться нельзя. И обратился тогда к опыту моего отца.
Отец нам с сестрой рассказывал сказки, которые назывались небылицами.
Отец работал чиновником в метро, но, по сути, был литератором, он рассказывал совершенно гениально.
Я помню ощущение, когда приходили мои друзья послушать папу, и помню их широко раскрытые глаза: «Как это? Он не просто читает наставления, а пришёл к нам и говорит о том, что нам интересно».
У небылиц всегда интересный сюжет, а уже внутрь он вкладывал незаметно те «таблетки», которые надо дать детям – говорил о верности, о честности, о долге, о том, что правильно и неправильно, о том, как сложно устроена бывает жизнь.
И когда мне сын сказал про змею, я понял, что надо возвращаться к практике таких рассказов, и стал сочинять свою сказку. Первая сказка рассказывалась почти три года.
Первый герой, который был у нас, это Липиф (Филипп наоборот), мальчик, который никогда не ныл и много подтягивался, а потом он возглавил охрану короля Артура.
Ещё раз скажу, что с ребёнком важно много общаться.
Маленький ребёнок должен чувствовать руки, тепло, любовь через прикосновение.
Если этот этап пропустить, дальше будет значительно сложнее.
А когда он станет постарше, то все следующее время с ним надо общаться на том поле, которое ему интересно.
О Божьей помощи
Мы – поколение, выросшее у разведённых родителей.
У многих из нас нет никаких поведенческих сценариев, достать из памяти нечего, кроме бесконечных скандалов.
Но я как христианин верю, что в Церкви нет ни одного служения без дара Духа Святого (а воспитание детей – это тоже служение).
И если человек обращается, молится, просит и пытается Бога услышать, то Бог ему обязательно помогает. Я наблюдаю это и знаю, что это так.
Это не всегда просто.
Потому что бывает так: мы с ребёнком говорили, я ему все разъяснил, но прошло семь-восемь месяцев, и он стал совершенно другим человеком, все забыл, аргументы, которые работали, уже не работают, ситуация тяжёлая…
Ты понимаешь, что надо немедленно действовать, но не понимаешь, как, ты не готов.
Тогда надо молиться: «Господи, вразуми меня, дай мне слово, дай мне разум».
И ни в коем случае не рвать с ребёнком отношения.
Особенно в период переходного возраста, когда, кажется, что руки опускаются, в каком-то помешательстве человек находится, надо терпеть, не наказывать, не строить, переводить в шутку.
Осаживать только один раз из пяти, когда совсем уже какие-то крайние вещи происходят.
Есть ещё одно знаменитое монашеское присловье: «покрывать любовью».
Ребёнок-подросток это чувствует и успокаивается.
О молниеносности детства
Всё молниеносно пролетает, детство очень быстро проходит, раз – и ребёнок уже выше тебя.
И ты очень жалеешь обо всём, что пропустил, но уже нельзя вернуться и дать то, чего ты не дал.
Поэтому не теряйте времени, спешите детей любить, когда они ещё маленькие. Это будет заливание фундамента под всю их будущую жизнь.
Протоиерей Федор Бородин – настоятель московского храма
свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, отец восьмерых детей (старшему 25, младшей 3 года).
Большинство семей прихода – многодетные.