13.
О подвигах
Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться,
чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению
добродетелей.
Надобно идти средним путем, «не уклоняясь ни на десно ни на
шуе» (Притч. 4, 27); духу давать духовное, а телу телесное,
потребное для поддержания временной жизни.
Не должно также и общественной жизни отказывать в том, чего
она законно требует от нас, по словам Писания: «воздадите
Кесарево Кесареви, и Божия Богови» (Матф. 22, 21).
Должно снисходить и душе своей в ея немощах и несовершенствах,
и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних,
но не облениться и непрестанно побуждать себя к лучшему.
Употребил ли ты много пищи, или сделал другое что сродное
слабости человеческой, не возмущайся, не прибавляй вреда ко
вреду, но, мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся
сохранить мир душевный, по слову Апостола: «блажен не осуждаяй
себе, о нем же искушается? (Римл. 14, 22). Тот же смысл заключают
в себе и слова Спасителя: саще не обратитеся, и будите яко
дети, не внидите в царство небесное» (Матф. 18, 31).
Тело, изможденное трудом или болезнями, должно подкреплять
умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени.
Иисус Христос, тотчас по воскресении.дщери Иаировой от смерти,
«повелел дати ей ясти» (Лук. 8, 55).
Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и говорить
с Пророком: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь
славу» (Пс, 113, 9).
Лет до тридцати пяти, то есть до преполовения земной жизни,
велик подвиг человеку к сохранению себя, и многие в сии лета
не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути
к собственным пожеланиям, как о сем св. Василий Великий свидетельствует
(Бесед, на начал, притч, стр. 305): многие много собрали в
юности, но посреде жития бывши, восставшим на них искушениям
от духов лукавствия, не стерпели волнения, и всего того лишились.
Чтобы не испытать такого превращения, надобно поставить себя
как на мериле испытания и внимательно наблюдать всю жизнь
за собою, по учению ев, Исаака Сирина: якоже на мериле приличествует
извесити коемуждо жительство свое (Слов. 40).
14. О свете Христовом
Дабы принять и ощутить в сердце своем свет Христов, надобно,
сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив
душу покаянием и добрыми делами, при искренней вере в Распятого,
закрыв телесные очи, должно погрузить ум внутрь сердца и вопиять,
непрестанно призывая имя Господа нашего Иисуса Христа. Тогда
по мере усердия и горячности духа к возлюбленному (Лук. 3,
22), человек в призываемом имени находит услаждение, которое
возбуждает желание искать высшего просвещения.
Когда ум с таким упражнением долго пребудет, укоснит сердце,
тогда воссияет свет Христов, освещая храмину души божественным
сиянием, как говорит от лица Бога св. Пророк Малахия: «и возсияет
вам, боящимся имени Моего, солнце правды» (Малах. 4, 2). Сей
свет есть купно и жизнь по евангельскому слову: «в Том живот
бе, и живот бе свет человеком» (Иоан. 1, 4).
Когда человек созерцает внутренне свет вечный, тогда ум его
бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений,
но весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты,
забывает все чувственное, не хочет зреть и себя, но желает
скрыться в сердце земли, только бы не лишиться сего истинного
блага - Бога.
|
|